Высшее образование и вузовская наука в России: структура кризиса и антикризисные наметки (окончание)

И. Игнатов

Автор

Игнатов И.И., старший научный сотрудник Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере

 

Аннотация

Автор статьи (начало которой — в № 5 «Российского экономического журнала» за 2013 г.) выявляет и обстоятельно анализирует такие проявления системного кризиса российского вузовского комплекса, как удручающе низкие и продолжающие падать международные рейтинги отечественных университетов, не менее удручающее «инфляционно»-количественное разрастание комплекса, о котором идет речь, и процветающие в нем коррупция, профанация собственно образовательного и научного процессов, квалификационная деградация. Предлагаемая антикризисно-реформационная альтернатива касается творческой адаптации к российским условиям «международной» (англо-американской в своей основе) модели соединения образовательного и научного компонентов вузовской деятельности, отвергая, однако, институциональный вариант «растворения» остатков российской академической науки в высшей школе.

Ключевые слова:

«высшая школа», «вузовская наука», «образовательно-научный процесс», «международные рейтинги университетов», «аспирантура», «докторантура», «кандидат наук», «доктор наук», «доктор философии (Ph.D)», «градуативные школы», «исследовательские университеты», «РАН».

 

 От редакции

Считая помещенную статью небесспорной и остродискуссионной, предлагаем читателям высказаться по существу авторских подходов и рекомендаций. Предлагаем, в частности, прокомментировать их с учетом тех принципиальных положений статьи А.Н. Швецова «Российская академия наук — очередной объект разрушительных реформационных преобразований» в № 4 нашего издания за 2013 г., на которые И.И. Игнатов (поддержавший собственными аргументами тезис этой публикации о неприемлемости институционального «растворения» остатков российской науки в высшей школе) никак не отреагировал (речь идет прежде всего о выявленных А.Н. Швецовым органических изъянах американской университетско-грантовой формы организации науки; см. также редакционную сноску на с. 45 № 5). Наверное, было бы полезным и обращение в ходе возможной дискуссии к содержательной и тоже нетривиальной, на наш взгляд, статье Р.Р. Вахитова «Корпорация «Минобр» как кошмар либерального сообщества (коммерциализация российских вузов генерирует образовательную катастрофу» (№ 3 «Российского экономического журнала» за 2012 г.).

 

Список литературы

1. А л е к с а н д р о в  Д. Почему советские ученые перестали печататься за рубежом: становление самодостаточности и изолированности отечественной науки, 1914—1940 // Вопросы естествознания и техники. — 1996. — № 3.

2. Г о л у н о в  С. Квазифеодализм в высшем образовании: ректоры в российской политике. — http://echo.msk.ru/blog/ponarseurasia/1197566-echo.

3. Д  о н е ц к а я  С. Российский подход к ранжированию ведущих университетов мира // ЭКО. — 2009. — № 8.

4. И г н а т о в  И. И. Тематический отчет. — М.: РИЭПП, 2009.

5. К и н е л е в  В. Умом Россию обновить // Поиск. — 1995. — № 49.

6. Кто крышует липовые вузы? — 14.02.2007. // http://www.treli.ru/newstext.mhtml?
Part=1&PubID=7473; http://www.nakanune.ru/service/print.php?articles=5726.

7. К о н д р а к о в а  Т. При прочих неравных. Финансирование программ развития сети НИИ 2009—2019 // Поиск. — 2013. — № 41.

8. К у д р я в ц е в а  Е. Испытать на себе. Федеральные университеты готовы к министерским экспериментам // Поиск. — 2013. — № 35.

9. Л е о н о в  А., Б у я н о в а  Д., Р у д о м е т к и н  М. Фальшивый кандидат. В России становится популярной торговля фальшивыми степенями // Новые Известия. — 2007. — 4 июля.

10. Министр образования объявил войну коррупции и плагиату в вузах // Российская газета. — 2012. — 14 ноября  (http://www.rg.ru/2012/11/14/ministr-anons.html).

11. Н а у м о в  И., С е р г е е в  М. Коррупция в вузах становится тотальной // Независимая газета. — 2011. — 16 августа (http://www.ng.ru/economics/2011-08-16/4_corruption.html).

12. М у р а в ь е в а  М. Мировой рейтинг вузов: россий­ская версия. — http://strf.ru/organization.aspx?CatalogId=221&d_no=14080;

13. М у х е т д и н о в а  Н. Очередная радикально-либералистская реформа социальной сферы: деструктивный потенциал «восемьдесят третьего» // Российский экономический журнал. — 2010. — № 2.

14. Основные положения развития науки и техники в 1992—1993 годах // Курьер россий­ской академической науки в высшей школы. — 1992. — № 4.

15. П а н и н  В. В. Коррупция в образовании современной России (аналитический обзор).— http://www.ozppou.ru/documents/methodical.

16. П л е ш а к о в а  С. Ученая степень деградации // Московский комсомолец. — 2013. — 4 сентября.

17. По поводу «реформирования» РАН и других государственных академий наук (размышления и оценки О. С м о л и н а  и  А. Ф р о л о в а) // Российский экономический журнал. — 2013. — № 3.

18. С е м е н о в  Е. Человеческий капитал в советской науке // Наука, инновации, образование (альманах). — 2007. — Выпуск 2. — С. 33.

19. С е м е н о в  Е. В. С архаичной наукой в информационное общество. — http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/3e83b17448c87a9d43256890005bceed/a4be0cb014b23201c32575df0048bcaf?OpenDocument;

20. С м о л и н  О. Законодательное воплощение идеологии «мертвого образования» (к вступлению в силу ФЗ № 273) // Российский экономический журнал. — 2013. — № 4.

21. Сообщество «Диссернет» теперь открыто для всех. —  dissernet.org.

22. Физико-механический факультет Санкт-Петербургского государственного политехнического университета: «Независимое рейтинговое агентство «РейтОР» составило международный рейтинг вузов, а также рейтинг вузов стран СНГ». — http://www.physmech.ru/modules.php?
name=News&file=article&sid=424
;

23. Ш в е ц о в  А. Российская академия наук — очередной объект разрушительных реформационных преобразований // Россий­ский экономический журнал. — 2013. — № 4.

24. http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=14080#.Un9DDXDIaQk

25. http://www.timeshighereducation.co.uk/hybrid.asp?typeCode=144

26. http://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2008;

27. http://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2009.

28. http://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2011

29. http://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2012;

30. http://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2013.

31. http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2010-11/world-ranking;

32.  http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2011-12/world-ranking;

 33. http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2012-13/world-ranking

34. http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2012/reputation-ranking;

35. http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2013/reputation-ranking.

36. http://ria.ru/ratings_academy/20111007/451980935.html.

37. http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2013-14/world-ranking/methodology.

38. http://www.shanghairanking.com/ARWU2012.html;

39. http://www.shanghairanking.com/ARWU2013.html.

40. http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2013/reputation-ranking.