О неприемлемости проекта «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов» Банка России (особое мнение члена Национального финансового совета)

Глазьев С.Ю.

Глазьев С.Ю., академик РАН, член Национального финансового совета, председатель Совета РАН по проблемам евразийской экономической интеграции, конкурентоспособности и устойчивого развития, советник Президента РФ

Аннотация. Продолжая свой конструктивно-критический анализ новейшей стратегии Банка России, представленный в многочисленный публикациях в научно-экономической периодике, автор обстоятельно аргументирует в статье сугубо отрицательную оценку проекта центробанковской трехлетки — 2019–2021. Согласно авторским доводам, это документ как и аналогичные трехлетки 2015–2017 и 2017–2019, не только базируются на несостоятельных в научном и практическом отношениях посылках, но и противоречит как действующему законодательству, так и установкам относительно долгосрочной государственной экономической политике, формулируемым на высшем политическом уровне.

Подготовку альтернативного проекта предлагается: а) поручить сформированной из членов Национального финансового совета рабочей группе, включающей авторитетных специалистов в областях теории экономического развития и современного денежного обращения; б) провести исходя из имеющегося концептуального документа о подходах к денежно-кредитной политике, разработанного коллективом экспертов под руководством автора статьи в 2016 г.

Ключевые слова: Центральный банк РФ (ЦБ РФ), Банк России (БР), мегарегулятор, Национальный финансовый совет (НФС), денежно-кредитная политика, монетарная политика, «Основные направления единой денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов», процентные ставки, ключевая ставка ЦБ РФ, регулирование валютного курса, таргетирование инфляции, институт банкротства, законодательство о банкротстве, «залоговое рейдерство».

About unacceptability of the project of «Main directions of uniform state monetary policy for 2019 and period of 2020 and 2021» of the Bank of Russia (dissenting opinion of the member of National Financial Council)

Glaziev S.Yu., RAS Academician, Member of the National Financial Council, Chairman of the Council on Eurasian Economic Integration, Competitiveness and Sustainable Development, Advisor to the President of the Russian Federation

Abstract. Continuing constructive and critical analysis of the latest strategy of the Bank of Russia, presented in numerous publications in the scientific and economic periodicals, the author gives a negative assessment of the project of the central three-year plan — 2019–2021. According to the author, this document, like the similar three-year plans 2015–2017 and 2017–2019, is not only based on untenable scientific and practical arguments, contradicts the current legislation, and the guidelines of the long-term state economic policy formulated at the highest political level.

It is proposed to prepare an alternative project: a) to form a working group from the members of the National Financial Council, to include authoritative experts in the field of the theory of economic development and modern money circulation; b) to conduct on the basis of the available document on approaches to monetary policy, developed by experts under the guidance of the author of the article in 2016.

Keywords: Central Bank of the Russian Federation (CBR), Bank of Russia (BR), mega-regulator, National Financial Council (NFS), monetary policy, monetary policy, «The main directions of the unified monetary policy for 2019 and the period 2020 and 2021», interest rates, the key rate of the Central Bank of the Russian Federation, the regulation of the exchange rate, inflation targeting, the institution of bankruptcy, bankruptcy legislation, «pledge raiding».

Библиографический список

  1. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ (последняя редакция) . — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027.
  3. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ от 1 марта 2018 г. — URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1182611/.
  4. Выступление Президента РФ В.В. Путина на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 25.05.2018. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57556.
  5. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов. — URL: http://www.cbr.ru/content/document/file/48125/on_2019(2020–2021).pdf.
  6. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.07.2015 № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. № 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России». — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201602260010.
  7. Нижегородцев Р.М., Горидько Н.П., Шкодина И.В. Институциональные основы теории финансов: современные подходы. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 220 с.
  8. Глазьев С.Ю., Ивантер В.В., Макаров В.Л., Некипелов А.Д., Татаркин А.И., Гринберг Р.С., Фетисов Г.Г., Цветков В.А., Батчиков С.А., Ершов М.В., Митяев Д.А., Петров Ю.А. О стратегии развития экономики России // Экономическая наука современной России. — 2011. — № 1. — С. 3–22.
  9. Глазьев С.Ю. Снова к альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики (предложения на 2013 — 2014 гг.) // Российский экономический журнал. — 2013. — № 3. — С. 3–37.
  10. 10.  Глазьев С.Ю. Экономическая стратегия России в контексте украинских событий: еще раз к предложенной альтернативе // Российский экономический журнал. — 2014. — № 4. — С. 3–18.
  11. 11.  Глазьев С.Ю. Санкции США и политика Банка России: двойной удар по национальной экономике // Вопросы экономики. — 2014. — № 9. — С. 13–25.
  12. 12.  Глазьев С.Ю., Жуковский В.С. Прокризисный характер концептуально-программных основ деятельности «мегарегулятора» (о центробанковских «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политике на 2015 год и период 2016 и 2017 годов») // Российский экономический журнал. — 2014. — № 6. — С.46–61.
  13. 13.  Глазьев С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития (академическая версия доклада) // Российский экономический журнал. — 2015. — № 5. — С. 3–62.
  14. 14.  Глазьев С.Ю. О таргетировании инфляции // Вопросы экономики. — 2015. — № 9. — С. 88–102.
  15. 15.  Глазьев С.Ю. В «тысячу первый» раз о выборе между стратегиями социально-экономической деградации страны и современного народнохозяйственного развития (заметки участника заседания Экономического совета при Президенте РФ) // Российский экономический журнал. — 2016. — № 3. — С. 3–17.
  16. 16.  Глазьев С.Ю. Очередной документ прокризисной стратегии «мегарегулятора» (о неприемлемости центробанковского проекта «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов») // Российский экономический журнал. — 2016. — № 5. — С. 3–27.
  17. 17.  Глазьев С.Ю., Чистилин Д.К. Куда пойдет Россия? (Анализ предложенных программ социально-экономического развития страны) // Российский экономический журнал. — 2017. — № 4. — С. 36–48; № 6. — С. 3–20.
  18. 18.  Глазьев С.Ю., Архипова В.В. Оценка влияния санкций и других кризисных факторов на состояние российской экономики // Российский экономический журнал. — 2018. — № 1. — С. 3–29.
  19. 19.  Ершов М.В., Татузов В.Ю., Урьева Е.Д Ориентиры инновационного развития: «воспоминания о будущем»? (Макроэкономическая динамика первых месяцев-2013 опровергает докризисные прогнозы) // Российский экономический журнал. — 2013. — № 2. — С. 3–13.
  20. 20.  Жуковский В.С. «Нефтегазовый «Титаник» на исходе первого года «нового старого» политического цикла (комментарий к официальной макроэкономической статистике) // Российский экономический журнал. — 2013. — № 2. — С. 14–29.
  21. 21.  Социальная ситуация в России в середине «нового старого» политического цикла: что происходит и какие перспективы просматриваются? (Размышления и оценки В.Н. Бобкова, М.Г. Делягина и С.Ю. Глазьева). Преамбула А.Ю. Мелентьева // Российский экономический журнал. — 2015. — № 4. — С. 44–60.
  22. 22.  Блинов С.Н. Хороший пример для ЦБ. — URL: http://expert.ru/2015/07/15/horoshij-primer-dlya-tsb/.
  23. 23.  Проект основных направлений денежно-кредитной политики. — URL: https://glazev.ru/articles/6-jekonomika/54350-proekt-osnovnykh-napravleniy-denezhno-kreditnoy-politiki.
  24. 24.  Nelson R.R., Winter S.G. An Evolutionary Theory of Economic Change. — Cambridge: Harvard University Press, MA, 1982. — P. 72–136.
  25. 25.  Perez Carlota Technological Revolutions and Financial Capital: The Dynamics of Bubbles and Golden Ages. — London: Elgar, 2002.