Цифровой налог: поучительный зарубежный опыт

Тетерятников К.С., Камолов С.Г., Блашкина Д.А.

 

Тетерятников К.С.,
кандидат юридических наук, доктор экономики и менеджмента, советник, член руководства АНО «Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка», член Правления Вольного экономического общества России, академик Международной академии менеджмента, 
Камолов С.Г.,
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного управления, факультет управления и политики, МГИМО МИД России,
Блашкина Д.А.,
исследователь, кафедра государственного управления, факультет управления и политики, МГИМО МИД России
Аннотация. Исследование посвящено актуальным проблемам и перспективам разработки эффективной налоговой политики в рамках перехода Российской Федерации к цифровой экономике. Проанализирован зарубежный опыт адаптации налоговой системы к процессам цифровизации экономики, обоснована необходимость качественной трансформации налоговой системы РФ в ответ на современные вызовы с учетом принятых в конце июля 2020 г. изменений Налогового кодекса РФ. Сформулировано понятие цифрового налога и рассмотрены перспективы его принятия в России. Авторы полагают нецелесообразным введение налогов на Интернет-пользователей, не использующих Интернет для предпринимательской деятельности. Главный упор в настоящее время следует делать на создание и апробацию эффективных технологий, позволяющих осуществлять мониторинг налогооблагаемой базы субъектов цифровой экономики в реальном режиме времени с учетом перемещения или трансграничного использования цифровых продуктов (товаров и услуг). Кроме того, было бы крайне важным предусмотреть возможное освобождение от налога части прибыли международных ИКТ-компаний, получаемой на территории Российской Федерации и реинвестируемой в совместные с российскими компаниями проекты в сфере высоких технологий гражданского назначения. 
Ключевые слова: цифровой налог, цифровая экономика, налоговая политика, налоговая реформа, налоговое администрирование, цифровая продукция (товары и услуги). 
Digital tax: an instructive foreign experience
Teteryatnikov K.S.,
Doctor of Economics and Management, LL.D, Advisor, Management Board Member at ANO Research and Expert Analysis Institute of Vnesheconombank (Bank for Development and Foreign Economic Affairs), Member of the Free Economic Society Management Board, Full Member of the International Academy of Management, 
Каmolov S.G.,
РhD in Economics, Assistant Professor, Head of Public Governance Department, School of Governance and Politics at MGIMO University, 
Blashkina D.A,
Researcher, Public Governance Department, School of Governance and Politics at MGIMO University
Abstract. The article is meant to analyze current problems and prospects for the development of effective tax policy as part of digital transformation of Russian economy. Introduction of a digital tax and the consequences of the digital tax reforms in the EU, the USA and OECD countries are highlighted. The necessity of qualitative transformation of the tax system of the Russian Federation in response to modern challenges is substantiated, taking into account the changes of the Tax Code of the Russian Federation adopted at the end of July 2020. The authors suggested their own concept of a digital tax and the prospects for its adoption in Russia, and consider it inappropriate to impose taxes on Internet users who do not use the Internet for business. Today, the main focus should be made on creating and testing effective technologies that allow on-line monitoring the tax basis of digital economy entities, taking into account the cross-border movement or use of digital products (goods and services). In addition, it would be extremely important to provide for a potential tax exemption for part of the profits of international ICT companies that are received on the territory of the Russian Federation and reinvested in joint with Russian companies projects in the high-tech for civil purposes area.
Keywords: digital tax (data tax), digital economy, tax policy, tax reform, tax administration, digital products (goods and services).
DOI: 10.33983/0130-9757-2020-4-69-87
Библиографический список
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Статья 174.2. Особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме [Электронный ресурс]. — URL: https://www.nalogy.su/nk2/statya_174-2.html (дата обращения: 15.08.2020).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 01.05.2019 № 79-ФЗ «О ратификации многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения». 
3. Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358753/ (дата обращения: 15.08.2020).
5. Законопроект «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования оборота интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» // Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения Электронный ресурс]. — URL: http://regulation.gov.ru (дата обращения: 15.08.2020).
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях».
7. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. Министерство финансов РФ, 03.10.2019. Раздел «Международное налогообложение», п. 3 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/10/main/ONBNiTTP_2020-2022.pdf (дата обращения: 24.08.2020).
8. Безверхий А.С., Кирова Е.А. Проблемы налогообложения в цифровой экономике в рамках евразийского экономического союза // Вестник университета. 2019. — № 1. — С. 82–88.
9. Гаджиаева А.А. Основные проблемы налогообложения цифровой экономики // Евразийский юридический журнал. — 2019. — № 1 (128). — С. 423–425. 
10. Екимова К.В., Гордиенко М.С. Налоговая политика зарубежных стран в условиях цифровизации экономики // Бизнес. Право. Образование. — 2019. — № 4 (49). — С. 47–52.
11. Пекарская А.Ю. Особенности контроля за налогообложением в условиях цифровой экономики // Белорусский экономический журнал. — 2018. — № 1 (82). — С. 86–96.
12. Связь. Рынок Японии 20 января 2020 г. // Сайт новостной информации Tadviser [Электронный ресурс]. — URL: http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D1%8C_(%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 26.08.2020).
13. Cиницын А., Айрапетян Л., Суркова А. Цифровой налог в России: перспективы введения // Центр стратегических разработок. Март 2020 года [Электронный ресурс]. — URL: https://www.csr.ru/upload/iblock/5ef/5ef5a7831553dc062605b281a53e4350.pdf (дата обращения 24.08.2020).
14. Тетерятников К.С., Камолов С.Г., Идрисов Ш.Ш. Теневая цифровая экономика // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2019. — № 4. — С. 181–198.
15. Цифровой налог (налог на интернет) 2020 год // Сайт новостной информации Tadviser [Электронный ресурс]. — URL: http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%9D%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3_%D0%BD%D0%B0_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82#.D0.9D.D0.B0.D0.BB.D0.BE.D0.B3_.D0.BD.D0.B0_.D0.B8.D0.BD.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.B5.D1.82_.D0.B2_.D0.A7.D0.B5.D1.85.D0.B8.D0.B8 (дата обращения: 25.08.2020).
16. Швецов А.В. Налог на интернет: мировой опыт и российские перспективы // Инновационное развитие экономики. — 2017. — № 6 (24). — С. 71–74.
17. Annual report, proxies and shareholder letter 2018 // Amazon.com, Inc. [Электронный ресурс]. — URL: https://ir.aboutamazon.com/annual-reports-proxies-and-shareholder-letters/default.aspx (дата обращения 23.08.2020).
18. Boletín oficial de las Сortes generales congreso de los diputados XII legislature, 25 de enero de 2019, Proyecto de ley — 121/000039 Proyecto de Ley del Impuesto sobre Determinados Servicios Digitales, Cpngreso de los Diputados [Электронный ресурс]. — URL: http://www.congreso.es/public_oficiales/L12/CONG/BOCG/A/BOCG-12-A-40-1.PDF (дата обращения 24.08.2020).
19. CBP and the Trade Facilitation and Trade Enforcement Act of 2015 (TFTEA), U.S Customs and Border Protection [Электронный ресурс]. — URL: https://www.cbp.gov/trade/trade-enforcement/tftea (дата обращения 26.08.2020).
20. Council directive (EU) 2016/1164 of 12 July 2016 laying down rules against tax avoidance practices that directly affect the functioning of the internal market, Access to European Union law [Электронный ресурс]. — URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv:OJ.L_.2016.193.01.0001.01.ENG&toc=OJ:L:2016:193:TOC (дата обращения: 26.08.2020).
21. Council directive (EU) 2018/22 of 25 May 2018 amending Directive 2011/16/EU as regards mandatory automatic exchange of information in the field of taxation in relation to reportable cross-border arrangements, Access to European Union law [Электронный ресурс]. — URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32018L0822 (дата обращения: 15.08.2020).
22. Digital taxation — overview, European Council. Council of the European Union [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consilium.europa.eu/en/policies/digital-taxation/ (дата обращения: 26.08.2020).
23. France’s Digital Tax Bill 6 March 2019, Gouvernement de France [Электронный ресурс]. — URL: https://www.gouvernement.fr/sites/default/files/locale/piece-jointe/2019/04/11_taxe_gafa.pdf (дата обращения: 15.08.2020).
24. Hungary to impose world’s first internet tax, 22 October 2014, Financial times [Электронный ресурс]. — URL: https://www.ft.com/content/2473beba-59f0-11e4-9787-00144feab7de (дата обращения: 26.08.2020).
25. International collaboration to end tax avoidance, OECD [Электронный ресурс]. — URL: https://www.oecd.org/tax/beps/ (дата обращения: 07.08.2020).
26. Legge 27 dicembre 2019, n. 160 Bilancio di previsione dello Stato per l’anno finanziario 2020 e bilancio pluriennale per il triennio 2020–2022. (Закон о бюджете в Италии 2020), Gazzetta Ufficiale della Repubblica Italiana [Электронный ресурс]. — URL: https://www.gazzettaufficiale.it/eli/id/2019/12/30/19G00165/sg (дата обращения 24.08.2020). 
27. LOI n° 2019–759 du 24 juillet 2019 portant création d’une taxe sur les services numériques et modification de la trajectoire de baisse de l’impôt sur les sociétés, Le service public de la diffusion du droit Légifrance [Электронный ресурс]. — URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichLoiPubliee.do?type=general&idDocument=JORFDOLE000038203221 (дата обращения: 15.08.2020). 
28. Macron is Paying for Rushing Out France’s Digital Tax // Сайт новостной информации Bloomberg [Электронный ресурс]. — URL: https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2019-12-03/macron-is-paying-for-rushing-out-france-s-digital-tax (дата обращения: 15.08.2020). 
29. Programme of the Work to Develop a Consensus Solution to the Tax Challenges Arising from the Digitalisation of the Economy, OECD/G20 inclusive framework on BEPS [Электронный ресурс]. — URL: https://www.oecd.org/tax/beps/programme-of-work-to-develop-a-consensus-solution-to-the-tax-challenges-arising-from-the-digitalisation-of-the-economy.pdf (дата обращения: 15.08.2020).
30. Report of the World Trade Organizations «Can blockchain revolutionize international trade?» 2018, World Trade Organization [Электронный ресурс]. — URL: https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/blockchainrev18_e.pdf (дата обращения: 28.08.2020).
31. Section 301 Investigation Report on Frances’s Digital Services Tax Prepared in the Investigation under Section 301 of the Trade Act of 1974 — 2 December 2019, Office of the United State Trade Representative (Executive office of the President) [Электронный ресурс]. — URL: https://ustr.gov/sites/default/files/Report_On_France%27s_Digital_Services_Tax.pdf (дата обращения: 05.08.2020).
32. The Boston Consulting Group. Russia online? June 2019 [Электронный ресурс]. — URL: https://image-src.bcg.com/Images/BCG-Russia-Online_tcm27-152058.pdf (дата обращения 15.08.2020).
33. Turkey Introduces New Digital Services Tax by Ulrika Lomas, Tax-News.com, Brussels 03 March 2020. (Law № 7194, enacted by the Turkish parliament on December 5, 2019). Сайт новостной информации Tax-news Global Tax news [Электронный ресурс]. — URL: https://www.tax-news.com/news/Turkey_Introduces_New_Digital_Services_Tax____97563.html (дата обращения 08.08.2020).

Тетерятников К.С.,

кандидат юридических наук, доктор экономики и менеджмента, советник, член руководства АНО «Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка», член Правления Вольного экономического общества России, академик Международной академии менеджмента, 

Камолов С.Г.,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного управления, факультет управления и политики, МГИМО МИД России,

Блашкина Д.А.,

исследователь, кафедра государственного управления, факультет управления и политики, МГИМО МИД России

Аннотация. Исследование посвящено актуальным проблемам и перспективам разработки эффективной налоговой политики в рамках перехода Российской Федерации к цифровой экономике. Проанализирован зарубежный опыт адаптации налоговой системы к процессам цифровизации экономики, обоснована необходимость качественной трансформации налоговой системы РФ в ответ на современные вызовы с учетом принятых в конце июля 2020 г. изменений Налогового кодекса РФ. Сформулировано понятие цифрового налога и рассмотрены перспективы его принятия в России. Авторы полагают нецелесообразным введение налогов на Интернет-пользователей, не использующих Интернет для предпринимательской деятельности. Главный упор в настоящее время следует делать на создание и апробацию эффективных технологий, позволяющих осуществлять мониторинг налогооблагаемой базы субъектов цифровой экономики в реальном режиме времени с учетом перемещения или трансграничного использования цифровых продуктов (товаров и услуг). Кроме того, было бы крайне важным предусмотреть возможное освобождение от налога части прибыли международных ИКТ-компаний, получаемой на территории Российской Федерации и реинвестируемой в совместные с российскими компаниями проекты в сфере высоких технологий гражданского назначения. 

Ключевые слова: цифровой налог, цифровая экономика, налоговая политика, налоговая реформа, налоговое администрирование, цифровая продукция (товары и услуги). 

Digital tax: an instructive foreign experience

Teteryatnikov K.S.,

Doctor of Economics and Management, LL.D, Advisor, Management Board Member at ANO Research and Expert Analysis Institute of Vnesheconombank (Bank for Development and Foreign Economic Affairs), Member of the Free Economic Society Management Board, Full Member of the International Academy of Management, 

Каmolov S.G.,

РhD in Economics, Assistant Professor, Head of Public Governance Department, School of Governance and Politics at MGIMO University, 

Blashkina D.A,

Researcher, Public Governance Department, School of Governance and Politics at MGIMO University

Abstract. The article is meant to analyze current problems and prospects for the development of effective tax policy as part of digital transformation of Russian economy. Introduction of a digital tax and the consequences of the digital tax reforms in the EU, the USA and OECD countries are highlighted. The necessity of qualitative transformation of the tax system of the Russian Federation in response to modern challenges is substantiated, taking into account the changes of the Tax Code of the Russian Federation adopted at the end of July 2020. The authors suggested their own concept of a digital tax and the prospects for its adoption in Russia, and consider it inappropriate to impose taxes on Internet users who do not use the Internet for business. Today, the main focus should be made on creating and testing effective technologies that allow on-line monitoring the tax basis of digital economy entities, taking into account the cross-border movement or use of digital products (goods and services). In addition, it would be extremely important to provide for a potential tax exemption for part of the profits of international ICT companies that are received on the territory of the Russian Federation and reinvested in joint with Russian companies projects in the high-tech for civil purposes area.

Keywords: digital tax (data tax), digital economy, tax policy, tax reform, tax administration, digital products (goods and services).

DOI: 10.33983/0130-9757-2020-4-69-87

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Статья 174.2. Особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме [Электронный ресурс]. — URL: https://www.nalogy.su/nk2/statya_174-2.html (дата обращения: 15.08.2020).

2. Федеральный закон Российской Федерации от 01.05.2019 № 79-ФЗ «О ратификации многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения». 

3. Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358753/ (дата обращения: 15.08.2020).

5. Законопроект «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования оборота интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» // Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения Электронный ресурс]. — URL: http://regulation.gov.ru (дата обращения: 15.08.2020).

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях».

7. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. Министерство финансов РФ, 03.10.2019. Раздел «Международное налогообложение», п. 3 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/10/main/ONBNiTTP_2020-2022.pdf (дата обращения: 24.08.2020).

8. Безверхий А.С., Кирова Е.А. Проблемы налогообложения в цифровой экономике в рамках евразийского экономического союза // Вестник университета. 2019. — № 1. — С. 82–88.

9. Гаджиаева А.А. Основные проблемы налогообложения цифровой экономики // Евразийский юридический журнал. — 2019. — № 1 (128). — С. 423–425. 

10. Екимова К.В., Гордиенко М.С. Налоговая политика зарубежных стран в условиях цифровизации экономики // Бизнес. Право. Образование. — 2019. — № 4 (49). — С. 47–52.

11. Пекарская А.Ю. Особенности контроля за налогообложением в условиях цифровой экономики // Белорусский экономический журнал. — 2018. — № 1 (82). — С. 86–96.

12. Связь. Рынок Японии 20 января 2020 г. // Сайт новостной информации Tadviser [Электронный ресурс]. — URL: http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%A1%D0%B2%D1%
8F%D0%B7%D1%8C_(%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%
B8%D0%B8 (дата обращения: 26.08.2020).

13. Cиницын А., Айрапетян Л., Суркова А. Цифровой налог в России: перспективы введения // Центр стратегических разработок. Март 2020 года [Электронный ресурс]. — URL: https://www.csr.ru/upload/iblock/5ef/5ef5a7831553dc062605b281a53e4350.pdf (дата обращения 24.08.2020).

14. Тетерятников К.С., Камолов С.Г., Идрисов Ш.Ш. Теневая цифровая экономика // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2019. — № 4. — С. 181–198.

15. Цифровой налог (налог на интернет) 2020 год // Сайт новостной информации Tadviser [Электронный ресурс]. — URL: http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%9D%D0%B0%D0%
BB%D0%BE%D0%B3_%D0%BD%D0%B0_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%
82#.D0.9D.D0.B0.D0.BB.D0.BE.D0.B3_.D0.BD.D0.B0_.D0.B8.D0.BD.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.B5.D1.82_.D0.B2_.
D0.A7.D0.B5.D1.85.D0.B8.D0.B8 (дата обращения: 25.08.2020).

16. Швецов А.В. Налог на интернет: мировой опыт и российские перспективы // Инновационное развитие экономики. — 2017. — № 6 (24). — С. 71–74.

17. Annual report, proxies and shareholder letter 2018 // Amazon.com, Inc. [Электронный ресурс]. — URL: https://ir.aboutamazon.com/annual-reports-proxies-and-shareholder-letters/default.aspx (дата обращения 23.08.2020).

18. Boletín oficial de las Сortes generales congreso de los diputados XII legislature, 25 de enero de 2019, Proyecto de ley — 121/000039 Proyecto de Ley del Impuesto sobre Determinados Servicios Digitales, Cpngreso de los Diputados [Электронный ресурс]. — URL: http://www.congreso.es/public_oficiales/L12/CONG/BOCG/A/BOCG-12-A-40-1.PDF (дата обращения 24.08.2020).

19. CBP and the Trade Facilitation and Trade Enforcement Act of 2015 (TFTEA), U.S Customs and Border Protection [Электронный ресурс]. — URL: https://www.cbp.gov/trade/trade-enforcement/tftea (дата обращения 26.08.2020).

20. Council directive (EU) 2016/1164 of 12 July 2016 laying down rules against tax avoidance practices that directly affect the functioning of the internal market, Access to European Union law [Электронный ресурс]. — URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv:OJ.L_.2016.193.01.0001.01.ENG&toc=OJ:L:2016:193:TOC (дата обращения: 26.08.2020).

21. Council directive (EU) 2018/22 of 25 May 2018 amending Directive 2011/16/EU as regards mandatory automatic exchange of information in the field of taxation in relation to reportable cross-border arrangements, Access to European Union law [Электронный ресурс]. — URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32018L0822 (дата обращения: 15.08.2020).

22. Digital taxation — overview, European Council. Council of the European Union [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consilium.europa.eu/en/policies/digital-taxation/ (дата обращения: 26.08.2020).

23. France’s Digital Tax Bill 6 March 2019, Gouvernement de France [Электронный ресурс]. — URL: https://www.gouvernement.fr/sites/default/files/locale/piece-jointe/2019/04/11_taxe_gafa.pdf (дата обращения: 15.08.2020).

24. Hungary to impose world’s first internet tax, 22 October 2014, Financial times [Электронный ресурс]. — URL: https://www.ft.com/content/2473beba-59f0-11e4-9787-00144feab7de (дата обращения: 26.08.2020).

25. International collaboration to end tax avoidance, OECD [Электронный ресурс]. — URL: https://www.oecd.org/tax/beps/ (дата обращения: 07.08.2020).

26. Legge 27 dicembre 2019, n. 160 Bilancio di previsione dello Stato per l’anno finanziario 2020 e bilancio pluriennale per il triennio 2020–2022. (Закон о бюджете в Италии 2020), Gazzetta Ufficiale della Repubblica Italiana [Электронный ресурс]. — URL: https://www.gazzettaufficiale.it/eli/id/2019/12/30/19G00165/sg (дата обращения 24.08.2020). 

27. LOI n° 2019–759 du 24 juillet 2019 portant création d’une taxe sur les services numériques et modification de la trajectoire de baisse de l’impôt sur les sociétés, Le service public de la diffusion du droit Légifrance [Электронный ресурс]. — URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichLoiPubliee.do?type=general&idDocument=JORFDOLE000038203221 (дата обращения: 15.08.2020). 

28. Macron is Paying for Rushing Out France’s Digital Tax // Сайт новостной информации Bloomberg [Электронный ресурс]. — URL: https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2019-12-03/macron-is-paying-for-rushing-out-france-s-digital-tax (дата обращения: 15.08.2020). 

29. Programme of the Work to Develop a Consensus Solution to the Tax Challenges Arising from the Digitalisation of the Economy, OECD/G20 inclusive framework on BEPS [Электронный ресурс]. — URL: https://www.oecd.org/tax/beps/programme-of-work-to-develop-a-consensus-solution-to-the-tax-challenges-arising-from-the-digitalisation-of-the-economy.pdf (дата обращения: 15.08.2020).

30. Report of the World Trade Organizations «Can blockchain revolutionize international trade?» 2018, World Trade Organization [Электронный ресурс]. — URL: https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/blockchainrev18_e.pdf (дата обращения: 28.08.2020).

31. Section 301 Investigation Report on Frances’s Digital Services Tax Prepared in the Investigation under Section 301 of the Trade Act of 1974 — 2 December 2019, Office of the United State Trade Representative (Executive office of the President) [Электронный ресурс]. — URL: https://ustr.gov/sites/default/files/Report_On_France%27s_Digital_Services_Tax.pdf (дата обращения: 05.08.2020).

32. The Boston Consulting Group. Russia online? June 2019 [Электронный ресурс]. — URL: https://image-src.bcg.com/Images/BCG-Russia-Online_tcm27-152058.pdf (дата обращения 15.08.2020).

33. Turkey Introduces New Digital Services Tax by Ulrika Lomas, Tax-News.com, Brussels 03 March 2020. (Law № 7194, enacted by the Turkish parliament on December 5, 2019). Сайт новостной информации Tax-news Global Tax news [Электронный ресурс]. — URL: https://www.tax-news.com/news/Turkey_Introduces_New_Digital_Services_Tax____97563.html (дата обращения 08.08.2020).