Анализ конкурентных сил в европейском автомобилестроении (по М. Портеру)

Баронина Ю.А.

 

Баронина Ю.А.,
научный сотрудник Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук (г. Москва)
Аннотация. В статье проведен анализ современного состояния конкуренции в европейском автомобилестроении с помощью метода оценки конкурентных сил, разработанного М. Портером. В процессе работы проанализированы основные показатели крупнейших автомобильных концернов, дана оценка возможностей автомобильных компаний из развивающихся стран на европейском рынке, рассмотрена динамика развития сервисов каршеринга, показаны особенности взаимодействия компаний с поставщиками автокомпонентов и потребителями конечной продукции. В статье представлено три базовых варианта стратегии, к которым могут прибегать автомобильные ТНК для противодействия действующим конкурентным силам.
По итогам проведенного анализа автор приходит к выводу, что конкуренция, которую европейские автомобильные ТНК составляют друг другу, а также их зависимость от покупателей и поставщиков играют главную роль в формировании конкурентных стратегий. Несмотря на то, что появление сервисов-заменителей также получило свое отражение в новых стратегиях компаний, на современном этапе каршеринг выступает для них скорее катализатором развития, нежели угрозой. В ближайшем будущем китайским компаниям не удастся занять заметную долю такого конкурентного и зрелого рынка, как европейский, так что угрозу появления новых конкурентов можно оценить как незначительную.
Ключевые слова: конкуренция, стратегия, конкурентные силы, стратегический менеджмент, автомобильная промышленность, ТНК, европейский автомобильный рынок.
Analysis of Competitive Forces Acting on European Automotive Industry (by M. Porter)
Baronina Yu.A.,
Research Fellow, Center for European Studies, Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations
Abstract. The article analyzes the current state of competition in the European automotive industry using the method of assessing competitive forces developed by M. Porter. In the process, the main indicators of the largest automobile concerns were analyzed, the capabilities of automobile companies from developing countries in the European market were assessed, the dynamics of the development of car sharing services were examined, the features of the interaction of companies with suppliers of automotive components and consumers of final products were shown. The article presents three basic options for a strategy that automobile multinationals can resort to in order to counter existing competitive forces.
Based on the results of the analysis, the author concludes that the competition that European automotive TNCs make up each other, as well as their dependence on buyers and suppliers, play a major role in the formation of competitive strategies. Despite the fact that the emergence of substitute services was also reflected in the new companies’ strategies, they became a catalyst for development rather than a threat. In the near future, the Chinese companies will not be able to win a significant share in such a competitive market as the European one, so the appearance of new competitors can be estimated as insignificant.
Keywords: competition, strategy, competitive forces, strategic management, Automotive industry, TNCs, European car market
DOI: 10.33983/0130-9757-2020-4-103-112
Библиографический список
1. Баронина Ю.А. Современные стратегии европейских автомобильных транснациональных корпораций: дис. ... канд. экон. наук. — Москва, 2020. — 200 с.
2. Лучко М.Л. Китайские инвестиции на мировом инвестиционном поле // Мировая экономика и международные отношения. — 2017. — Т. 61. — № 9. — С. 45–53.
3. Невская А.А., Баронина Ю.А. Автомобиль как услуга в России: эволюция рынков и подходов иностранных инвесторов // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2018. — № 3. — С. 166–176.
4. Пасько А.В. Корпоративные стратегии автомобильных корпораций в условиях глобализации мирового автомобилестроения // Проблемы современной экономики (Новосибирск). — 2014. — № 20. — С. 38–50.
5. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 464 с.
6. Рашидин Е.А. Корпоративная социальная ответственность в стратегиях французских автопроизводителей // Современная Европа. — 2018. — № 3 (82). — С. 92–101.
7. Владелец китайской Geely стал крупнейшим акционером Daimler // Ведомости. — 2018. — 24 февраля [Электронный ресурс]. — URL: https://www.vedomosti.ru/auto/news/2018/02/24/751898-geely-stal-aktsionerom-daimler (дата обращения: 15.02.2020).
8. Кузнецов А.В. Транснациональные корпорации в мире // Мировое и национальное хозяйство. — 2014. — № 2 (29) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mirec.ru/2014-02/transnacionalnye-korporacii-v-mire (дата обращения: 12.10.2019).
9. Grant R. The Resource-Based Theory of Competitive Advantage: Implications for Strategy Formulation // California Management Review. — 1991. — Vol. 33. — № 3. — P. 114–135.
10. Holweg M. The Evolution of Competition in the Automotive Industry // Build to Order. Ed. Parry G., Graves A. The road to the 5-Day Car. — London, Springer, 2008. — P. 13–34.
11. MacNeill S., Chanaron J. Trends and drivers of change in the European automotive industry: (I) mapping the current situation // Int. J. Automotive Technology and Management. — 2005. — Vol. 5. — № 1. — P. 83–106.
12. Porter M. What is Strategy? // Harvard Business Review. — 1996. — Vol. 74. — № 6. — P. 61–78.
13. Consolidated Registrations by Manufacturer // ACEA [Электронный ресурс]. — URL: http://www.acea.be/statistics/tag/category/by-manufacturer-registrations (дата обращения 15.05.20).
14. Forbes Global 2000 // Forbes [Электронный ресурс]. — URL: https://www.forbes.com/global2000/list/#header:revenue_sortreverse:true_industry:Auto%20%26%20Truck%20Manufacturers (дата обращения 15.11.19).
15. Foy H. Age of mega supplier heralds danger for carmakers // Financial Times [Электронный ресурс]. — URL: https://www.ft.com/content/50c272c4-dce9-11e3-ba13-00144feabdc0 (дата обращения 02.03.17).
16. Future of Carsharing Market to 2025 // Frost&Sullivan [Электронный ресурс]. — URL: http://www.frost.com/sublib/display-report.do?id=MB4D-01-00-00-00 (дата обращения 15.07.18).
17. Jaguar Land Rover opens manufacturing plant in Slovakia // Tata Motors [Электронный ресурс]. — URL: https://www.tatamotors.com/jlr-press-release/jaguar-land-rover-opens-manufacturing-plant-in-slovakia/ (дата обращения 19.05.20).
18. London Taxi Company opens £300m electric black cab factory in Coventry // The Telegraph [Электронный ресурс]. — URL: https://www.telegraph.co.uk/business/2017/03/22/london-taxi-company-opens-300m-electric-black-cab-factory-coventry/ (дата обращения: 15.10.2019).
19. The 2018 Global Innovation 1000 study // PWC [Электронный ресурс]. — URL: https://www.strategyand.pwc.com/innovation1000 (дата обращения 05.06.19).
20. World motor vehicle production // OICA [Электронный ресурс]. — URL: http://www.oica.net/production-statistics/ (дата обращения 15.11.19).
21. World Ranking of Manufacturers // OICA [Электронный ресурс]. — URL: http://www.oica.net/wp-content/uploads/World-Ranking-of-Manufacturers.pdf (дата обращения 15.11.19).

Баронина Ю.А.,

научный сотрудник Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук (г. Москва)

Аннотация. В статье проведен анализ современного состояния конкуренции в европейском автомобилестроении с помощью метода оценки конкурентных сил, разработанного М. Портером. В процессе работы проанализированы основные показатели крупнейших автомобильных концернов, дана оценка возможностей автомобильных компаний из развивающихся стран на европейском рынке, рассмотрена динамика развития сервисов каршеринга, показаны особенности взаимодействия компаний с поставщиками автокомпонентов и потребителями конечной продукции. В статье представлено три базовых варианта стратегии, к которым могут прибегать автомобильные ТНК для противодействия действующим конкурентным силам.

По итогам проведенного анализа автор приходит к выводу, что конкуренция, которую европейские автомобильные ТНК составляют друг другу, а также их зависимость от покупателей и поставщиков играют главную роль в формировании конкурентных стратегий. Несмотря на то, что появление сервисов-заменителей также получило свое отражение в новых стратегиях компаний, на современном этапе каршеринг выступает для них скорее катализатором развития, нежели угрозой. В ближайшем будущем китайским компаниям не удастся занять заметную долю такого конкурентного и зрелого рынка, как европейский, так что угрозу появления новых конкурентов можно оценить как незначительную.

Ключевые слова: конкуренция, стратегия, конкурентные силы, стратегический менеджмент, автомобильная промышленность, ТНК, европейский автомобильный рынок.

Analysis of Competitive Forces Acting on European Automotive Industry (by M. Porter)

Baronina Yu.A.,

Research Fellow, Center for European Studies, Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations

Abstract. The article analyzes the current state of competition in the European automotive industry using the method of assessing competitive forces developed by M. Porter. In the process, the main indicators of the largest automobile concerns were analyzed, the capabilities of automobile companies from developing countries in the European market were assessed, the dynamics of the development of car sharing services were examined, the features of the interaction of companies with suppliers of automotive components and consumers of final products were shown. The article presents three basic options for a strategy that automobile multinationals can resort to in order to counter existing competitive forces.

Based on the results of the analysis, the author concludes that the competition that European automotive TNCs make up each other, as well as their dependence on buyers and suppliers, play a major role in the formation of competitive strategies. Despite the fact that the emergence of substitute services was also reflected in the new companies’ strategies, they became a catalyst for development rather than a threat. In the near future, the Chinese companies will not be able to win a significant share in such a competitive market as the European one, so the appearance of new competitors can be estimated as insignificant.

Keywords: competition, strategy, competitive forces, strategic management, Automotive industry, TNCs, European car market

DOI: 10.33983/0130-9757-2020-4-103-112

Библиографический список

1. Баронина Ю.А. Современные стратегии европейских автомобильных транснациональных корпораций: дис. ... канд. экон. наук. — Москва, 2020. — 200 с.

2. Лучко М.Л. Китайские инвестиции на мировом инвестиционном поле // Мировая экономика и международные отношения. — 2017. — Т. 61. — № 9. — С. 45–53.

3. Невская А.А., Баронина Ю.А. Автомобиль как услуга в России: эволюция рынков и подходов иностранных инвесторов // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2018. — № 3. — С. 166–176.

4. Пасько А.В. Корпоративные стратегии автомобильных корпораций в условиях глобализации мирового автомобилестроения // Проблемы современной экономики (Новосибирск). — 2014. — № 20. — С. 38–50.

5. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 464 с.

6. Рашидин Е.А. Корпоративная социальная ответственность в стратегиях французских автопроизводителей // Современная Европа. — 2018. — № 3 (82). — С. 92–101.

7. Владелец китайской Geely стал крупнейшим акционером Daimler // Ведомости. — 2018. — 24 февраля [Электронный ресурс]. — URL: https://www.vedomosti.ru/auto/news/2018/02/24/751898-geely-stal-aktsionerom-daimler (дата обращения: 15.02.2020).

8. Кузнецов А.В. Транснациональные корпорации в мире // Мировое и национальное хозяйство. — 2014. — № 2 (29) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mirec.ru/2014-02/transnacionalnye-korporacii-v-mire (дата обращения: 12.10.2019).

9. Grant R. The Resource-Based Theory of Competitive Advantage: Implications for Strategy Formulation // California Management Review. — 1991. — Vol. 33. — № 3. — P. 114–135.

10. Holweg M. The Evolution of Competition in the Automotive Industry // Build to Order. Ed. Parry G., Graves A. The road to the 5-Day Car. — London, Springer, 2008. — P. 13–34.

11. MacNeill S., Chanaron J. Trends and drivers of change in the European automotive industry: (I) mapping the current situation // Int. J. Automotive Technology and Management. — 2005. — Vol. 5. — № 1. — P. 83–106.

12. Porter M. What is Strategy? // Harvard Business Review. — 1996. — Vol. 74. — № 6. — P. 61–78.

13. Consolidated Registrations by Manufacturer // ACEA [Электронный ресурс]. — URL: http://www.acea.be/statistics/tag/category/by-manufacturer-registrations (дата обращения 15.05.20).

14. Forbes Global 2000 // Forbes [Электронный ресурс]. — URL: https://www.forbes.com/global2000/list/#header:revenue_sortreverse:true_industry:Auto%20%26%20Truck%20Manufacturers (дата обращения 15.11.19).

15. Foy H. Age of mega supplier heralds danger for carmakers // Financial Times [Электронный ресурс]. — URL: https://www.ft.com/content/50c272c4-dce9-11e3-ba13-00144feabdc0 (дата обращения 02.03.17).

16. Future of Carsharing Market to 2025 // Frost&Sullivan [Электронный ресурс]. — URL: http://www.frost.com/sublib/display-report.do?id=MB4D-01-00-00-00 (дата обращения 15.07.18).

17. Jaguar Land Rover opens manufacturing plant in Slovakia // Tata Motors [Электронный ресурс]. — URL: https://www.tatamotors.com/jlr-press-release/jaguar-land-rover-opens-manufacturing-plant-in-slovakia/ (дата обращения 19.05.20).

18. London Taxi Company opens £300m electric black cab factory in Coventry // The Telegraph [Электронный ресурс]. — URL: https://www.telegraph.co.uk/business/2017/03/22/london-taxi-company-opens-300m-electric-black-cab-factory-coventry/ (дата обращения: 15.10.2019).

19. The 2018 Global Innovation 1000 study // PWC [Электронный ресурс]. — URL: https://www.strategyand.pwc.com/innovation1000 (дата обращения 05.06.19).

20. World motor vehicle production // OICA [Электронный ресурс]. — URL: http://www.oica.net/production-statistics/ (дата обращения 15.11.19).

21. World Ranking of Manufacturers // OICA [Электронный ресурс]. — URL: http://www.oica.net/wp-content/uploads/World-Ranking-of-Manufacturers.pdf (дата обращения 15.11.19).