Новая центробанковская трехлетка в контексте главных проблем российской экономики (о проекте «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022–2023 годов» Банка России)

Ершов М.В., Танасова А.С.

Ершов М.В.,

доктор экономических наук, главный директор по финансовым исследованиям Института энергетики и финансов; профессор Финансового университета при Правительстве РФ,

Танасова А.С.,

кандидат экономических наук, заведующая сектором финансовых исследований Института энергетики и финансов; эксперт Финансового университета при Правительстве РФ

 

Аннотация. В статье предлагается анализ проекта «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022–2023 годов» Банка России, нацеленный на выяснение того, будет ли спроектированная монетарная политика содействовать решению главных проблем российской экономики. Склоняясь к отрицательному в целом ответу на этот вопрос, авторы статьи, во-первых, устанавливают, что часть этих проблем, в том числе проблемы, решение которых относится к компетенции Банка России и которые соответственно входят в предметную сферу действия доступных ЦБ РФ регулирующих инструментов, в документе проработана явно недостаточно или, хуже того, лишь просто обозначена. К сожалению, это касается и текущих антикризисных, и стратегических воспроизводственных задач, связанных с обеспечением быстрого, устойчивого и высококачественного роста экономики. Во-вторых, — фиксируют начавшийся в марте 2021 г. новый раунд повышения ключевой ставки Банка России. В-третьих, — акцентируют факт отрицательной для экономического роста синергии жесткой монетарной политики Банка России и жесткой же бюджетной политики Минфина России, спроектированных на период до 2023 г. Обосновывается необходимость оптимально скоординированного подхода регуляторов и ведомств к решению проблем выхода из кризиса и стимулирования экономического роста.

Ключевые слова: Центральный банк Российской Федерации, Банк России (ЦБ РФ), Минфин России, денежные власти, финансовые регуляторы, мегарегулятор, денежно-кредитная политика, единая государственная денежно-кредитная политика, жесткая (рестрикционная) денежно-кредитная политика, ключевая ставка ЦБ РФ, инфляция, таргетирование инфляции, девальвация, процентные ставки, валютный курс, курсообразование, структурная ликвидность, длинные деньги, экономический рост, пандемия коронавируса.

 

The new Central bank three-year plan in the context of the main problems of the Russian economy (on the draft «Main directions of the unified state monetary policy for 2021 and the period 2022–2023» of the Bank of Russia)

 

Ershov M.V.,

Sc.D. (Economics), Chief Financial Research Officer of Institute for Energy and Finance; Professor of Financial University under the Government of the Russian Federation;

Tanasova A.S.,

PhD (Economics), Head of the Department of Financial Research Branch of the Institute of Energy and Finance; expert of Financial University under the Government of the Russian Federation

 

Abstract. The article presents an analysis of the draft «Main directions of the unified state monetary policy for 2021 and for the period 2022–2023» of the Bank of Russia, aimed at finding out whether the designed monetary policy will contribute to solving the main problems of the Russian economy. Leaning towards a generally negative answer to this question, the authors of the article, firstly, establish that some of these problems, including problems whose solution falls within the direct competence of the Bank of Russia, and which, accordingly, fall within the subject area of the regulatory instruments available to the Central Bank of the Russian Federation, are clearly insufficiently worked out in the document or, worse, only simply indicated. Unfortunately, this also applies to the key reproduction tasks associated with ensuring rapid, sustainable and high-quality economic growth. Secondly, they fix the year that began in March 2021 new round of increase in the key rate of the Bank of Russia. Third, they emphasize the fact of the negative synergy of the Bank of Russia’s tight monetary policy and the Russian Ministry of Finance’s tight budget policy, designed for the period up to 2023. The article substantiates the need for a coordinated approach of financial regulators and agencies to solve the problems of overcoming the crisis and stimulating economic growth.

Keywords: Central Bank of the Russian Federation, Bank of Russia (CBR), Ministry of Finance of the Russian Federation, monetary authorities, financial regulators, mega-regulator, monetary policy, unified state monetary policy, strict (restrictive) monetary policy, key rate of the Central Bank of the Russian Federation, inflation, inflation targeting, devaluation, interest rates, exchange rate, exchange rate formation, structural liquidity, long money, economic growth, coronavirus pandemic.

 

DOI: 10.33983/0130-9757-2021-2-33-44

 

Библиографический список

  1. Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» от 08.12.2020 № 385-ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370144/ (дата обращения: 25.12.2020).
  2. Послание Президента РФ Путина В.В. Федеральному Собранию // Президент России. — 2020. — 15 января. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения: 25.10.2020).
  3. Глазьев С.Ю., Жуковский В.С. Прокризисный характер концептуально- программных основ деятельности «мегарегулятора» (о центробанковских «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов») // Российский экономический журнал. — 2014. — № 6. — С. 46–61.
  4. Глазьев С.Ю. Очередной документ прокризисной стратегии «мегарегулятора» (о неприемлемости центробанковского проекта «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов») // Российский экономический журнал. — 2016. — № 5. — С. 3–27.
  5. Глазьев С.Ю. О неприемлемости проекта «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов» Банка России (особое мнение члена Национального финансового совета) // Российский экономический журнал. — 2018. — № 6. — С. 3–26.
  6. Глазьев С.Ю. В очередной раз — на те же грабли? (Особое мнение члена Национального финансового совета о проекте «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов» Банка России) // Российский экономический журнал. — 2019. — № 6. — С. 3–25.
  7. Глазьев. С.Ю. Российская экономика в начале 2020 года: о глубинных причинах нарастающего хаоса и комплексе антикризисных мер // Российский экономический журнал. — 2020. — № 2. — С. 3–39.
  8. Ершов М.В. Механизмы роста российской экономики в условиях обострения финансовых проблем в мире // Вопросы экономики. — 2016. — № 12. — С. 5–25.
  9. Ершов М.В. Мир в 2020 году: новые проблемы обнажают системные изменения в экономике // Вопросы экономики. — 2020. — № 12. — С. 5–23.
  10. Ершов М.В., Моисеев А.К., Соколова Е.Ю. О повышении эффективности монетарной политики (в связи с появлением проекта «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов» Банка России) // Российский экономический журнал. — 2019. — № 6. — С. 26–33.
  11. Ершов М.В. О провалах глобальных и российских финансовых рынков и о мерах поддержки экономики и населения в условиях пандемии // Российский экономический журнал. — 2020. — № 3. — С. 41–49.
  12. Капканщиков С.Г. Бюджетное правило и налоговый маневр в деструктивной либералистской концепции бюджетной трехлетки — 2021–2023 // Российский экономический журнал. — 2020. — № 6. — С. 49–69.
  13. Обзор финансовой стабильности. №2 (17). II–III кварталы 2020 г. // Банк России. — 2020 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/31582/OFS_20-2.pdf (дата обращения: 25.11.2020).
  14. Опрос финансовых директоров ведущих компаний России. Первое полугодие 2020 г. // Делойт [Электронный ресурс]. — URL: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/research-center/articles/cfo-survey-russia-1h-2020.html (дата обращения: 01.07.2020).
  15. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и на период 2022 и 2023 годов. // Банк России. — 2020. — Ноябрь [Электронный ресурс]. — URL: https://www.cbr.ru/about_br/publ/ondkp/on_2021_2023/ (дата обращения: 25.11.2020).
  16. Шаповалов А. Промышленники нуждаются в сильном рубле // Газета «Коммерсантъ». — № 202/Ч. — 2020. — 5 ноября. — Стр. 2 [Электронный ресурс].  — URL: https://www.kommersant.ru/doc/4558808 (дата обращения: 01.12.2020).
  17. BIS Quarterly Review. December 2020. International banking and financial market developments // BIS [Электронный ресурс]. — URL: https://www.bis.org/publ/qtrpdf/r_qt2012.htm (дата обращения: 20.12.2020).
  18. Global Financial Stability Report: Markets in the Time of COVID-19 // INTERNATIONAL MONETARY FUND. — 2020. — April [Электронный ресурс]. — URL: https://www.imf.org/en/Publications/GFSR/Issues/2020/04/14/global-financial-stability-report-april-2020 (дата обращения: 15.12.2020).
  19. Russia Economic Report, No. 44, December 2020: Russia’s economy loses momentum amidst COVID-19 resurgence; awaits relief from vaccine // World Bank Group [Электронный ресурс]. — URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/34950 (дата обращения: 15.12.2020).

 

 

О методологии оценки рисков при расчете общественной эффективности крупномасштабных инфраструктурных проектов

 

Миронова И.А.,

кандидат экономических наук, главный специалист Института системного анализа Федерального государственного учреждения «Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук»,

Тищенко Т.И.,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института системного анализа Федерального государственного учреждения «Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук»

 

Аннотация. В статье вводится понятие крупномасштабных общественно значимых инфраструктурных проектов. Предлагается модель оценки общественной эффективности таких проектов по критерию реальной общественной прибыли. Основной акцент сделан на методологию оценки рисков при расчете эффективности крупномасштабного инфраструктурного проекта — с учетом международного и российского опыта в данной сфере деятельности.

Ключевые слова: оценка рисков инвестиционного проекта, общественно значимый инфраструктурный проект, реальная общественная прибыль проекта, мегапроект.

 

On the methodology of risk assessment in calculating the public efficiency of large-scale infrastructure projects

 

Mironova I.A.,

Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher at the Institute of System Analysis of the Federal State Institution «Federal Research Center "Informatics and Management" of the Russian Academy of Sciences»,

Tischenko T.I.,

Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher at the Institute of System Analysis of the Federal State Institution «Federal Research Center "Informatics and Management" of the Russian Academy of Sciences»

 

Abstract. The article introduces the concept of large-scale socially significant infrastructure projects. A model for evaluating the public effectiveness of such projects based on the criterion of real public profit is proposed offers. The main focus is on the methodology of risk assessment in assessing the public effectiveness of a large-scale infrastructure project, taking into account international and Russian experience in this field of activity.

Keywords: risk assessment of an investment project, socially significant infrastructure project, real public profit of the project, megaproject.

 

DOI: 10.33983/0130-9757-2021-2-45-57

 

Библиографический список

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 года № 2101-р. «Об утверждении Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. — URL: http://government.ru/docs/34297/.
  2. Лившиц В.Н., Миронова И.А., Швецов А.Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов в различных условиях // Экономика в промышленности. — 2019. — Т. 12 — № 1. — С. 29–43.
  3. Лившиц В.Н., Миронова И.А., Тищенко Т.И., Фролова М.П. Оценка эффективности крупномасштабных инвестиционных проектов в различных условиях // Труды ХIII Международной конференции «Управление развитием крупномасштабных систем» (MLSD’2020). — М., ИПУ РАН, 2020.
  4. Миронова И.А., Тищенко Т.И. К оценке общественной эффективности железнодорожных высокоскоростных магистралей // Российский экономический журнал. — 2019. — № 2. — С. 45–61.
  5. Миронова И.А. Оценка внешних эффектов в расчетах общественной эффективности крупных инвестиционных проектов строительства и реконструкции участков железной дороги // Аудит и финансовый анализ. — 2013. — № 4. — С. 200–217.
  6. Миронова И.А., Тищенко Т.И. Системная оценка эффективности проектов развития железнодорожного транспорта // Труды Института системного анализа РАН. — 2018. — Т. 68. — Вып. 3. — С. 99–108.
  7. Миронова И.А., Тищенко Т.И. Оценка эффективности федеральных проектов развития транспортной инфраструктуры // Труды Института системного анализа РАН. — 2020. — Т. 70. — Вып. 2. — С. 57–67.
  8. Рубинштейн А.Я. «Структура и эволюция социального интереса». — М.: ИСЭПРЕСС, 2003. — 387 с.
  9. Фливбьерг Бента, Ротенгаттер Вернер. Мегапроекты и риски: Анатомия амбиций. — М.: Альпина паблишер, 2014. — 288 с.
  10. Livchits Veniamin, Mironova Inna, Tischenko Tatiana, Frolova Marina, Shvetsov Aleksandr. Special Features of Evaluating the Efficiency of Large-scale Infrastructure Network Projects / Proceedings of the 13th International Conference «Management of Large-Scale System Development» (MLSD). — Moscow: IEEE, 2020 [Электронный ресурс]. — URL: https://ieeexplore.ieee.org/document/9247826.