Официальная и альтернативная версии федерального бюджета-2013: продолжение «сказки про белого бычка»

О. Дмитриева, Д. Ушаков

Автор

Дмитриева О.Г., доктор экономических наук, профессор, заместитель председателя Комитета Государственной Думы но бюджету и налогам;

Ушаков Д.В., кандидат экономи­ческих наук, член того же комитета

 

Аннотация

Авторы критически оценивают параметры первого года бюджетной трехлетки 2013— 2015, регламентируемые ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» и характеризуют «альтернативный бюджет»-2013, разработанный группой экспертов думской фракции «Справедливая Россия».

 

Ключевые слова

«федеральный бюджет», «бюджетная политика», «ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», «альтернативный бюджет».

 

От редакции

 

Напоминаем, что в течение всех без исключения лет второго и третьего пост­советских «политических циклов» редакция проводила линию на более или менее обстоя­тельное освещение бюджетной политики федеральных властей как неотъемлемого компонента и одновременно как «фокуса» их социально-экономической политики в целом, радикально-либералистской по своему характеру. При этом, во-первых, все соответствующие ежегодные официальные документы (с 2008 г. дополняемые сред­несрочными, охватывающими, кроме базового, два последующих года «планового периода» проектировками), неизменно громкорекламно объявлявшиеся властями в качестве мо- дернизационных — инновационных и социально ориентированных (это легко отсле­дить по официальным СМИ), неизменно же квалифицировались авторами журнала прямо противоположным образом — как антимодернизационные, т.е. антиинноваци- онные и антисоциальные, фактически нацеленные на реализацию интересов «олигар­ хии» и «амальгамированной» с ней «властной вертикали». Причем все более высоким самооценкам субъектов федеральной бюджетной политики эти авторы были вынуж­дены противопоставлять все более жесткие и тревожные ее оценки, о чем отчасти свидетельствуют даже названия перечисленных (в первой сноске) материалов нашей «бюджетной эпопеи».

Во-вторых, таковая явилась не просто критикой, но критикой последовательно конструктивной, каждый раз включавшей той или иной степени развернутости позитивные рекомендации по формированию альтернативной бюджетной политики. Причем две из трех последних публикаций серии — интервью «К оценке правитель­ственных антикризисных действий-2009 и принятых параметров бюджетной поли- тики-2010» и «Первый год первой бюджетной трехлетки нового «политического цикла»: очередная демодернизационная конструкция и очередная альтернативная разработка» О.Г. Дмитриевой — отражали наиболее существенное содержание осо­бых инициативных документов — «альтернативных бюджетов» (соответственно на 2010 г. и на 2012 г.), разработанных под ее руководством экспертами думской фракции «Справедливая Россия». При этом в связи с абсолютным президентско- правительственным контролем парламентского «агрессивно-послушного большинства» была априори понятна печальная («корзинная») судьба всех отмеченных альтерна­тивных предложений, оглашавшихся на наших страницах что при «раннем нацио­нальном лидере», что при нем же «позднем», уже «поднявшем Россию с колен».

Эту нудно-грустную «сказку про белого бычка» предсказуемо приходится продол­жать применительно к проекту федерального бюджета грядущего года как к исход­ной составляющей очередной «скользящей» бюджетной трехлетки3, которую станет регламентировать после своего принятия Федеральный закон «О федеральном бюд­жете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Основные параметры бюджета-2013 оценивают, противопоставляя им ключевые характеристики очеред­ного «альтернативного бюджета», подготовленного «справороссами», доктор эконо­мических наук, профессор, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Оксана Генриховна Дмитриева и (более подробно) ее коллега по думской фракции и соавтор по ряду научных публикаций, член названного комите­та, кандидат экономических наук Дмитрий Владимирович Ушаков

 

 

 

Список литературы

 

Г л а з ь е в  С. Инструментом какой социально-экономической политики быть бюджету-2001? // Российский экономический журнал. — 2000. № 9.

 

Г л а з ь е в  С. Социально-экономический смысл бюджета-2005 // Российский экономический журнал. — 2004. — № 9-10.

 

Г л а з ь е в  С. Федеральная социально-экономическая политика: принципиальных изменений не намечается (по поводу правительственных бюджетных проектировок и прогнозных оценок-2006) // Российский экономический журнал. — 2005. — № 7-8.

 

Г л а з ь е в  С. Бюджет-2007: все тот же социально-экономический смысл // Российский экономический журнал. — 2006. — № 9-10.

 

Г л а з ь е в  С. Грядут не просто три очередных потерянных года (по поводу прогнозных и бюджетных параметров-2011—2013) // Российский экономический журнал. — 2010. — № 4.

 

Г л а з ь е в  С. Об альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики (предложения ученых секции экономики Отделения общественных наук Российской академии наук) // Российский экономический журнал. — 2011. — № 4. — С. 81—82.

 

Г л а з ь е в  С., Ж у к о в а  М. Бюджет-2003: очередной выбор социально-экономической политики // Российский экономический журнал. — 2002. — № 9.

 

Г л а з ь е в  С., Ж у к о в а  М. Бюджет-2004: все тот же вопрос выбора социально-экономической политики // Российский экономический журнал. — 2003. — № 8.

 

Г л а з ь е в  С., П е т р о в  Ю. Бюджет-2002: выбор социально-экономической политики // Российский экономический журнал. — 2001. — № 9.

 

В и н с л а в  Ю. Национальная промышленная политика: еще раз об абсолютной модернизационной необходимости и ключевых параметрах развертывания // Российский экономический журнал. — 2012. — № 4.

 

Г р и н б е р г  Р. О новой «большой приватизации» и прочих «непопулярных реформах» // Российский экономический журнал. — 2012. — № 3.

 

Д е л я г и н  М. Система бюджетных учреждений: грядет сокрушительный реформационный удар // Российский экономический журнал. — 2010. — № 10.

 

Д е л я г и н  М. Бюджетная политика-2012: все та же «философия заначки» // Российский экономический журнал. — 2012. — № 3. — С. 33.

 

Д е м е н т ь е в  В. Госкорпорации в экономической стратегии России: к продолжению дискуссии в связи с «антигоскапиталистическими» установками федеральных властей // Российский экономический журнал. — 2011. — № 3.

 

Д м и т р и е в а   О. «Политический цикл» — новый, бюджетная политика — прежняя (о федеральном бюджете-2009—2011) // Российский экономический журнал. — 2008. — № 11.

 

Д м и т р и е в а  О. К оценке правительственных антикризисных действий-2009 и принятых параметров бюджетной политики-2010 // Российский экономический журнал. — 2009. — № 11-12.

 

Д м и т р и е в а  О. Первый год первой бюджетной трехлетки нового «политического цикла»: очередная демодернизационная конструкция и очередная альтернативная разработка // Российский экономический журнал. — 2011. — № 5.

 

Д м и т р и е в а  О. Г., Г р а ч е в  И. Д., П е т у х о в а  Н. Р., У ш а к о в  Д. В.,

Ш в е ц  П. Е. Бюджет-2013: основные параметры альтернативного бюджета на 2013 год, предлагае­мого фракцией «Справедливая Россия» в Государственной Думе ФС РФ. — М.: Издательство «Перо», 2012.

 

Д м и т р и е в а  О., У ш а к о в  В. Еще раз об измененном бюджете-2009 и правительственной антикризисной программе // Российский экономический журнал. — 2009. — № 5.

 

И с п р а в н и к о в  В. Резервы совершенствования бюджетного процесса (к оценке проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» Экспертно-консультативным советом при председателе Счетной палаты РФ) // Российский экономический журнал. — 2002. — № 9.

 

М у х е т д и н о в а  Н. Очередная радикально-либералистская реформа социальной сферы: деструктивный потенциал «восемьдесят третьего» // Российский экономический журнал. — 2010. — № 10.

 

О президентском послании-2007 парламентариям, бюджете-2008—2010 и социально-экономическом курсе федеральных властей (размышления и оценки С.  Б а т ч и к о в а, Ю.  Б о л д ы р е в а, Р.  Г р и н б е р г а, М.  Д е л я г и н а, С.  К а р а-М у р з ы  и В.  Р о и к а) // Российский экономический журнал. — 2007. — № 7-8.

 

П а н с к о в  В. Бюджет-2001 чреват серьезными экономическими и социальными коллизиями // Российский экономический журнал. — 2000. — № 10.

 

Р о и к  В. Социальная составляющая проекта федерального бюджета на 2003 год: вырастет ли благосостояние россиян? // Российский экономический журнал. — 2002. — № 9.

 

Р о и к  В. К оценке социальных параметров правительственных бюджетных проектировок на грядущий год // Российский экономический журнал. — 2003. — № 8.

 

Р о и к  В. Правительственные бюджетные проектировки на будущий год: к оценке социального блока // Российский экономический журнал. — 2004. — № 9-10.

 

Р о и к  В. «Социален» ли федеральный бюджет грядущего года? — // Российский экономический журнал. — 2005. — № 7-8.

 

Ф е т и с о в  Г. К использованию немонетарных факторов антиинфляционной политики // Российский экономический журнал. — 2011. — № 6.