Автор
Игнатов И.И., старший научный сотрудник Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере
Аннотация
Автор статьи (начало которой — в № 5 «Российского экономического журнала» за 2013 г.) выявляет и обстоятельно анализирует такие проявления системного кризиса российского вузовского комплекса, как удручающе низкие и продолжающие падать международные рейтинги отечественных университетов, не менее удручающее «инфляционно»-количественное разрастание комплекса, о котором идет речь, и процветающие в нем коррупция, профанация собственно образовательного и научного процессов, квалификационная деградация. Предлагаемая антикризисно-реформационная альтернатива касается творческой адаптации к российским условиям «международной» (англо-американской в своей основе) модели соединения образовательного и научного компонентов вузовской деятельности, отвергая, однако, институциональный вариант «растворения» остатков российской академической науки в высшей школе.
Ключевые слова:
«высшая школа», «вузовская наука», «образовательно-научный процесс», «международные рейтинги университетов», «аспирантура», «докторантура», «кандидат наук», «доктор наук», «доктор философии (Ph.D)», «градуативные школы», «исследовательские университеты», «РАН».
От редакции
Считая помещенную статью небесспорной и остродискуссионной, предлагаем читателям высказаться по существу авторских подходов и рекомендаций. Предлагаем, в частности, прокомментировать их с учетом тех принципиальных положений статьи А.Н. Швецова «Российская академия наук — очередной объект разрушительных реформационных преобразований» в № 4 нашего издания за 2013 г., на которые И.И. Игнатов (поддержавший собственными аргументами тезис этой публикации о неприемлемости институционального «растворения» остатков российской науки в высшей школе) никак не отреагировал (речь идет прежде всего о выявленных А.Н. Швецовым органических изъянах американской университетско-грантовой формы организации науки; см. также редакционную сноску на с. 45 № 5). Наверное, было бы полезным и обращение в ходе возможной дискуссии к содержательной и тоже нетривиальной, на наш взгляд, статье Р.Р. Вахитова «Корпорация «Минобр» как кошмар либерального сообщества (коммерциализация российских вузов генерирует образовательную катастрофу» (№ 3 «Российского экономического журнала» за 2012 г.).
Список литературы
1. А л е к с а н д р о в Д. Почему советские ученые перестали печататься за рубежом: становление самодостаточности и изолированности отечественной науки, 1914—1940 // Вопросы естествознания и техники. — 1996. — № 3.
2. Г о л у н о в С. Квазифеодализм в высшем образовании: ректоры в российской политике. — http://echo.msk.ru/blog/ponarseurasia/1197566-echo.
3. Д о н е ц к а я С. Российский подход к ранжированию ведущих университетов мира // ЭКО. — 2009. — № 8.
4. И г н а т о в И. И. Тематический отчет. — М.: РИЭПП, 2009.
5. К и н е л е в В. Умом Россию обновить // Поиск. — 1995. — № 49.
6. Кто крышует липовые вузы? — 14.02.2007. // http://www.treli.ru/newstext.mhtml?
Part=1&PubID=7473; http://www.nakanune.ru/service/print.php?articles=5726.
7. К о н д р а к о в а Т. При прочих неравных. Финансирование программ развития сети НИИ 2009—2019 // Поиск. — 2013. — № 41.
8. К у д р я в ц е в а Е. Испытать на себе. Федеральные университеты готовы к министерским экспериментам // Поиск. — 2013. — № 35.
9. Л е о н о в А., Б у я н о в а Д., Р у д о м е т к и н М. Фальшивый кандидат. В России становится популярной торговля фальшивыми степенями // Новые Известия. — 2007. — 4 июля.
10. Министр образования объявил войну коррупции и плагиату в вузах // Российская газета. — 2012. — 14 ноября (http://www.rg.ru/2012/11/14/ministr-anons.html).
11. Н а у м о в И., С е р г е е в М. Коррупция в вузах становится тотальной // Независимая газета. — 2011. — 16 августа (http://www.ng.ru/economics/2011-08-16/4_corruption.html).
12. М у р а в ь е в а М. Мировой рейтинг вузов: российская версия. — http://strf.ru/organization.aspx?CatalogId=221&d_no=14080;
13. М у х е т д и н о в а Н. Очередная радикально-либералистская реформа социальной сферы: деструктивный потенциал «восемьдесят третьего» // Российский экономический журнал. — 2010. — № 2.
14. Основные положения развития науки и техники в 1992—1993 годах // Курьер российской академической науки в высшей школы. — 1992. — № 4.
15. П а н и н В. В. Коррупция в образовании современной России (аналитический обзор).— http://www.ozppou.ru/documents/methodical.
16. П л е ш а к о в а С. Ученая степень деградации // Московский комсомолец. — 2013. — 4 сентября.
17. По поводу «реформирования» РАН и других государственных академий наук (размышления и оценки О. С м о л и н а и А. Ф р о л о в а) // Российский экономический журнал. — 2013. — № 3.
18. С е м е н о в Е. Человеческий капитал в советской науке // Наука, инновации, образование (альманах). — 2007. — Выпуск 2. — С. 33.
19. С е м е н о в Е. В. С архаичной наукой в информационное общество. — http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/3e83b17448c87a9d43256890005bceed/a4be0cb014b23201c32575df0048bcaf?OpenDocument;
20. С м о л и н О. Законодательное воплощение идеологии «мертвого образования» (к вступлению в силу ФЗ № 273) // Российский экономический журнал. — 2013. — № 4.
21. Сообщество «Диссернет» теперь открыто для всех. — dissernet.org.
22. Физико-механический факультет Санкт-Петербургского государственного политехнического университета: «Независимое рейтинговое агентство «РейтОР» составило международный рейтинг вузов, а также рейтинг вузов стран СНГ». — http://www.physmech.ru/modules.php?
name=News&file=article&sid=424;
23. Ш в е ц о в А. Российская академия наук — очередной объект разрушительных реформационных преобразований // Российский экономический журнал. — 2013. — № 4.
24. http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=14080#.Un9DDXDIaQk
25. http://www.timeshighereducation.co.uk/hybrid.asp?typeCode=144;
26. http://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2008;
27. http://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2009.
28. http://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2011
29. http://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2012;
30. http://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2013.
31. http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2010-11/world-ranking;
32. http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2011-12/world-ranking;
33. http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2012-13/world-ranking;
34. http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2012/reputation-ranking;
35. http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2013/reputation-ranking.
36. http://ria.ru/ratings_academy/20111007/451980935.html.
37. http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2013-14/world-ranking/methodology.
38. http://www.shanghairanking.com/ARWU2012.html;
39. http://www.shanghairanking.com/ARWU2013.html.
40. http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2013/reputation-ranking.