Управление ресурсным обеспечением государственных нужд: повышение эффективности на основе применения предлагаемого модельно-аналитического инструментария

Сильвестров С.Н., Бауэр В.П., Звонова Е.А., Еремин В.В.

Сильвестров С.Н., доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ, директор Института экономической политики и проблем экономической безопасности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,

Бауэр В.П., доктор экономических наук, директор Центра стратегического планирования и прогнозирования, Институт экономической политики и проблем экономической безопасности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,

Звонова Е.А., доктор экономических наук, профессор, руководитель Департамента мировой экономики и мировых финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,

Еремин В.В., кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга и оценки экономической безопасности, Институт экономической политики и проблем экономической безопасности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Аннотация. В условиях волатильности нефтяных цен и возрастающего санкционного давления проблема повышения эффективности государственного управления Российской Федерацией становится более актуальной. Одним из направлений ее решения является обеспечение государственных нужд соответствующими объемами ресурсов. Для этого необходимо решить задачу управления ресурсным обеспечением государственных нужд, заключающуюся в обоснованной оценке объёмов требуемых ресурсов и доставке их потребителям с минимальными затратами в требуемые сроки. В работе предложено применение для решения данной задачи динамической модели, сочетающей в себе алгоритмы производственных функций, методов оптимизации загрузки производственных мощностей, а также определения прибыли, генерируемой анализируемыми процессами. Проанализировано определение понятия «государственные нужды», охарактеризованы этапы работы механизма управления ресурсным обеспечением государственных нужд в динамических циклах поставки-потребления ресурсов.

В целях повышения эффективности управления ресурсообеспеченностью государственных нужд по циклам в статье предложено применение транспортной задачи в сочетании с моделью определения оптимальной партии поставки. Предложено использование межотраслевого баланса для определения объемов мультипликативных эффектов, генерируемых процессами ресурсного обеспечения и оказывающих как позитивное, так и негативное влияние на эти процессы. Предложено формирование управленческого механизма, основанного на минимизации разрывов рациональности, снижающих эффективность процесса обеспечения государственных нужд ресурсами. Рассмотренные в статье модели и методы объединены в алгоритм формирования общей модели управления ресурсообеспеченностью государственных нужд. Разработанная общая модель включает в себя процессы как внутренней, так и внешней динамики.

Ключевые слова: государственные нужды, обеспечение ресурсами, эффективность управления, мультипликатор инвестиций, динамическая модель в циклах.

DOI: 10.33983/0130-9757-2019-2-62-82

Management of the resource security of state needs: increase of efficiency based on the application of the proposed model-analytical tools

Silvestrov S.N., Doctor of Economics, Professor, Honored Economist of the Russian Federation, Director of the Institute of Economic Policy and Economic Security of the Financial University under the Government of the Russian Federation,

Bauer V.P., Doctor of Economics, Associate Professor, Director of the Center for Strategic Forecasting and Planning Institute for Economic Policy and Issues of Economic Security of the Financial University under the Government of the Russian Federation,

Zvonova E.A., Doctor of Economics, Associate Professor, Head of the Department of World Economy and World Finance of the Financial University under the Government of the Russian Federation,

Eremin V.V., PhD (Economics), Leading Researcher of the Center for Monitoring and Evaluation of Economic Security Institute for Economic Policy and Issues of Economic Security of the Financial University under the Government of the Russian Federation

Abstract. Under the conditions of oil price volatility and increasing sanctions pressure, the problem of increasing the efficiency of the government of the Russian Federation becomes more urgent. One of the directions of its solution is to provide state needs with appropriate amounts of resources. For this, it is necessary to solve the task of managing the resource supply of state needs, which consists in a reasonable assessment of the amount of required resources and their delivery to consumers with minimal costs in the required time frame. The paper proposes the use of a dynamic model for solving this problem, which combines the algorithms of production functions, methods for optimizing the capacity utilization, as well as determining the profit generated by the processes being analyzed. The definition of the concept of “state needs” is analyzed, the stages of work of the mechanism for managing resources for state needs in the dynamic supply-consumption cycles of resources are described.

In order to increase the efficiency of managing the provision of state needs with resources, the article proposed the use of the transportation task in conjunction with the EOQ model. The use of inter-sectoral balance has been proposed for determining the volumes of multiplicative effects generated by the processes of resource provision and having both positive and negative effects on these processes. The formation of a management mechanism based on minimizing the discontinuity of rationality, reducing the efficiency of the process of providing state needs with resources, is proposed. The models and methods considered in the article are combined into an algorithm for forming a general model for managing the provision of state needs with resources. The developed general model includes processes of both internal and external dynamics.

Keywords: state needs, resource provision, management efficiency, investment multiplier, dynamic model in cycles.

DOI: 10.33983/0130-9757-2019-2--62-82

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 23.11.2018).
  2. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54598/ (дата обращения: 23.11.2018).
  3. Абдикеев Н.М. Когнитивный менеджмент // Управленческие науки. — 2014. — № 3. — С. 71–78.
  4. Алтынцев А. В. Базовые принципы и методы организации закупок для государственных и муниципальных нужд: международный опыт и российская практика // Труды ИСА РАН. — 2009. — № 43. — С. 43–52.
  5. Барыбина Е.Л. Понятие «государственные (муниципальные) нужды» в предмете государственного контракта как средства самоорганизации гражданских правоотношений по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд // Современное право. — 2014. — № 10. — С. 79–83.
  6. Бурилина М.А., Молчанов Е.Г., Калугина А.А. Моделирование ресурсной обеспеченности государственных нужд Российской Федерации в условиях нестабильной социально-экономической динамики. Монография. — М.: ЦЭМИ РАН, 2018. — 137 с.
  7. Евсегнеев В.А. Собственность на землю в фокусе интересов // Журнал российского права. — 2004. — № 8. — С. 69–79.
  8. Еремин В.В. Анализ механизма взаимодействия мультипликатора и акселератора инвестиций как процесса в рядах динамики // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. — 2014. — № 4 (60). — С 26–33.
  9. Еремин В.В. Влияние ценового фактора на динамику взаимодействия мультипликатора и акселератора инвестиций // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. — 2016. — № 2 (66). — С 8–14.
  10. Звонова Е.А. Финансирование государственных закупок. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 517 с.
  11. Игонина Н.А. Этапы реализации механизма закупок товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд. // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — 2009. — № 1(9). — С. 41–45.
  12. Кабытов Н.П. Выкуп земельного участка как основание прекращения права частной собственности: Диссертация кандидата юридических наук. — Самара, 2004. — 214 с.
  13. Кандыбко Н.В. Механизм обеспечения государственных оборонных нужд в контексте формирования федеральной контрактной системы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2012. — № 44 — С. 2–11.
  14. Рид С., Сарасвати С., Дью Н., Уильбэнк Р. Как? Пошаговое руководство по созданию бизнеса. — М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2013. — 246 с.
  15. Российское системное перестроение как стратегическая неизбежность: неоэкономика, неоиндустриализация, неодирижизм / Под ред. Ю.М. Осипова, И.Р. Бугаяна, Е.С. Зотовой. — Ростов н/д., 2017. — 160 с.
  16. Рузанов И.В. Конституционная идея общего блага как основание изъятия земельных участков для государственных нужд // Юридический вестник Самарского университета. — 2015. — №3. — С. 68–69.
  17. Шевченко А.А. «Разрывы рациональности» и ресурсы классической модели // Сибирский философский журнал. — 2017. — Т. 15, № 4. — С. 49–58.
  18. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учебник для вузов — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 367 с.
  19. Wolf Jr. Ch. A Theory of Nonmarket Failure: Framework for Implementation Analysis // The Journal of Law & Economics. — Vol. 22, No. 1. — Apr., 1979. — P. 107–139.