Год 2020-й: о сохраняющихся воспроизводственных угрозах и об их нейтрализации на путях совершенствования стратегического планирования и промышленной политики, развертывания национальной инновационной системы и ее отраслевых и региональных подсистем

Винслав Ю.Б.

 

Винслав Ю.Б.,
доктор экономических наук, профессор, действительный член Академии менеджмента и бизнес-администрирования, главный научный сотрудник Российского геологоразведочного университета (МГРИ-РГГУ)
Аннотация. В статье проанализированы главные показатели эволюции отечественной экономики и ее индустриального комплекса в прошлом году (в январе — ноябре 2019 г.). Выявлены тенденции этой эволюции, в том числе негативные тренды, предопределяющие сохранение в 2020 г. воспроизводственных угроз: вялость, неустойчивость и низкое качество экономического роста. Установлены основные причины того, что объективные ресурсные возможности макроуровня явно недостаточно использовались для решения актуальных задач технологической модернизации экономики и повышения народного благосостояния. Главная из причин — низкое качество государственного управления, включая несовершенство стратегического планирования и промышленной политики; до сих пор в стране отсутствует современная национальная инновационная система. Соответственно обоснованы рекомендации по повышению качества госуправления в его указанных составляющих. Рекомендуемые меры, по мнению автора, обеспечат концентрацию макроуровневых ресурсов и управленческих усилий на подлинных приоритетах национального развития и тем самым будут способствовать переводу экономики на траекторию быстрого, устойчивого и высококачественного роста.
Ключевые слова: экономические показатели, экономические итоги 2019 г., государственное регулирование экономики, государственное управление, государственное стратегическое планирование, индикативное планирование, стратегическое макропланирование, государственное программирование, макропрограммирование, макропроектирование, национальное проектирование, государственные программы, федеральные целевые программы, национальные проекты, государственная промышленная политика, национальная промышленная политика, национальная инновационная система, отраслевые инновационные системы, региональные инновационные системы, приоритеты развития, быстрый, устойчивый и высококачественный рост, минерально-сырьевой комплекс.
YEAR 2020: ON THE REMAINING REPRODUCTIVE THREATS AND THEIR NEUTRALIZATION ON THE WAYS TO IMPROVE STRATEGIC PLANNING AND INDUSTRIAL POLICY, THE DEPLOYMENT OF THE NATIONAL INNOVATION SYSTEM AND ITS SECTORAL AND REGIONAL SUBSYSTEMS
Vinslav Yu.B.,
ScD (Economics), Professor, Full Member of the Academy of Management and Business Administration, Chief Researcher of the Russian Geological Exploration University (MGRI-RGGRU)
Abstract. The article analyzes the main indicators of the evolution of the domestic economy and its industrial complex in the past year (in January — November 2019). It Identifies trends in this evolution, including negative trends that determine the preservation of reproductive threats in 2020: sluggishness, instability and low quality of economic growth. The main reasons for the fact that the objective resource capabilities of the macro level were clearly not used enough to effectively solve the urgent problems of technological modernization of the economy and increase people’s welfare are established. The main reason is the poor quality of public administration, including imperfect strategic planning and industrial policy; there is still no modern national innovation system in the country. Accordingly, recommendations for improving the quality of state regulation in its specified components are justified. The recommended measures, according to the author, will help the economy to move to a trajectory of rapid, sustainable and high-quality growth.
Keywords: economic indicators, economic results of 2019, state regulation of the economy, state management, state strategic planning, indicative planning, strategic macro-planning, state programming, macro-programming, macro-design, national design, state programs, Federal target programs, national projects, state industrial policy, national industrial policy, national innovation system, industry innovation systems, regional innovation systems, development priorities, rapid, sustainable and high-quality growth, and the mineral resource complex.
DOI: 10.33983/0130-9757-2020-1-3-53
Библиографический список
1. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях» [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/198991/.
2. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_164841/.
3. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 № 488-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/.
4. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/.
5. Резолюция Председателя Правительства Российской Федерации от 22 мая 2018 года № ДМ-П13-2858 «Об обеспечении реализации Указа Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. — URL: http://government.ru/orders/selection/404/32628/.
6. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года (утвержден Председателем Правительства Российской Федерации 8 мая 2019 г.) [Электронный ресурс]. — URL: http://static.government.ru/media/files/j8IV1FkssLpUq I89JCXZ2mLiIiLEn7H8.pdf.
7. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/198991/.
8. Постановление Правительства РФ от 21.05.2013 № 426 (ред. от 13.11.2019) «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146773/.
9. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Экономическое развитие и инновационная экономика“» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/70644224/.
10. Постановление Правительства РФ от 15.10.2016 № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/71515458/94ae5cbc8380b22e112057ec1861454a/.
11. Постановление Правительства РФ от 29.03.2018 № 346 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации „Развитие науки и технологий“ на 2013–2020 годы» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71811462/.
12. Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71993040/.
13. Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р. Перечень государственных программ Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 1950-р) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99749/.
14. Методические указания по разработке национальных проектов (программ) (утв. Правительством РФ 04.06.2018 № 4072п-П6) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_300277/.
15. Методические указания по применению типов результатов и стандартизированных контрольных точек федеральных проектов (утв. Правительством РФ 22 марта 2019 г. № 2523п-П6) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_321561/.
16. Приказ Министерства экономического развития РФ от 26.12.2012 № 817 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70198158/.
17. Анисимов В.Ф., Винслав Ю.Б. Промышленность в субъектах РФ: параметры новейшей эволюции и проблемы правообеспеченного регулирования // Российский экономический журнал. — 2016. — № 2. — С. 3–18 (начало).
18. Анисимов В.Ф., Винслав Ю.Б. Промышленность в субъектах РФ: параметры новейшей эволюции и проблемы правообеспеченного регулирования // Российский экономический журнал. — 2016. — № 3. — С. 23–39 (окончание).
19. Батчиков С.А. Выдвижение «приоритетных национальных проектов»: шаг к долгожданной социальной переориентации реформационного курса? // Российский экономический журнал. — 2005. — № 9–10. — С. 3–25.
20. Буев И. Инвестор первой инстанции // Ведомости. 2019. 23 декабря. — № 241 (4968).
21. Винслав Ю.Б. Федеральная промышленная политика: к определению приоритетов в контексте новейшей индустриальной эволюции страны // Российский экономический журнал. — 2008. — № 1–2. — С. 3–17.
22. Винслав Ю.Б. Национальная промышленная политика: еще раз об абсолютной модернизационной необходимости и ключевых параметрах развертывания // Российский экономический журнал. — 2012. — № 4. — С. 3–26.
23. Винслав Ю.Б. Принципы промполитики нуждаются в совершенствовании // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2014. — № 1. — С. 4–5.
24. Винслав Ю.Б. Стратегическое макропланирование и национальная промышленная политика: содержательны ли официальные законопроекты? // Российский экономический журнал. — 2014. — № 3. — С. 3–22.
25. Винслав Ю.Б. Федеральный закон о промышленной политике: снова об актуальности законодательной новации как таковой, о системных изъянах и направлениях доработки конкретной версии документа // Российский экономический журнал. — 2015. — № 3. — С. 70–75 (начало).
26. Винслав Ю.Б. Федеральный закон о промышленной политике: снова об актуальности законодательной новации как таковой, о системных изъянах и направлениях доработки конкретной версии документа // Российский экономический журнал. — 2015. — № 4. — С. 12–33 (окончание).
27. Винслав Ю.Б. Проектный подход как многоуровневый управленческий феномен: общесистемное содержание, актуальность применения на макроуровне, необходимость и специфика
1. использования на уровне крупных интегрированных корпораций // Российский экономический журнал. — 2015. — № 5. — С. 79–84 (начало).
28. Винслав Ю.Б. Проектный подход как многоуровневый управленческий феномен: общесистемное содержание, актуальность применения на макроуровне, необходимость и специфика использования на уровне крупных интегрированных корпораций // Российский экономический журнал. — 2015. — № 6. — С. 85–95 (окончание).
29. Винслав Ю.Б. К обеспечению сбалансированности образовательной, научной и промышленной сфер и их интеграции // Российский экономический журнал. — 2017. — № 5. — С. 70–82.
30. Винслав Ю.Б. Промышленно-инновационная политика в системе государственного управления экономикой: новейшие модернизационные проблемы и подходы к их решению // Российский экономический журнал. — 2018. — № 3. — С. 3–27.
31. Винслав Ю.Б. О путях совершенствования механизмов стратегического планирования развития экономики (общесистемные, отраслевые, инновационные аспекты) // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2018. — № 3. — С. 75–91.
32. Винслав Ю.Б. Минерально-сырьевой комплекс России: тренды технологической модернизации и основные принципы формирования инновационной системы // Российский экономический журнал. — 2018. — № 6. — С. 27–60.
33. Винслав Ю.Б. 2019-й: о нейтрализации сохраняющихся угроз народнохозяйственному развитию на основе совершенствования ряда инструментов госрегулирования экономики // Российский экономический журнал. — 2019. — № 1. — С. 3–30.
34. Винслав Ю.Б. Национальная инновационная система: актуальность формирования, контуры концептуальной модели и интеграционные механизмы реализации // Российский экономический журнал. — 2019. — № 2. — С. 3–31.
35. Волконицкая К.Г., Ляпина С.Ю. Развитие региональных инновационных систем // Науковедение (интернет-журнал). — 2014. — В. 5 (24). — С. 1–19 [Электронный ресурс]. — URL:https://publications.hse.ru/articles/139541494].
36. В продолжение разработки альтернативной стратегии социально-экономического развития России учеными секции экономики Отделения общественных наук РАН (предложения В.В. Ивантера, А.Д. Некипелова, О.Т. Богомолова и С.Ю. Глазьева. Послесловие А.Ю. Мелентьева) // Российский экономический журнал. — 2014. — № 2. — С. 3–21.
37. Всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной конкурентоспособности — 2019 [Электронный ресурс]. — URL: https://gtmarket/ru>rating/global-competitivenessindex/info.
38. Глазьев С.Ю., Ивантер В.В., Макаров В.Л., Некипелов А.Д., Татаркин А.И., Гринберг Р.С., Фетисов Г.Г., Цветков В.А., Батчиков С.А., Ершов М.В., Митяев Д.А., Петров Ю.А. О стратегии развития экономики России // Экономическая наука современной России. — 2011. — № 1. — С. 3–22.
39. Глазьев С.Ю. «Стратегия 2020» — антимодернизационный документ // Российский экономический журнал. — 2012. — № 2. — С. 3–9.
40. Глазьев С.Ю. Снова к альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики (предложения на 2013–2014 гг.) // Российский экономический журнал. — 2013. — № 3. — С. 3–37.
41. Глазьев С.Ю. Экономическая стратегия России в контексте украинских событий: еще раз к предложенной альтернативе // Российский экономический журнал. — 2014. — № 4. — С. 3–18.
42. Глазьев С.Ю. Санкции США и политика Банка России: двойной удар по национальной экономике // Вопросы экономики. — 2014. — № 9. — С. 13–25.
43. Глазьев С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития (академическая версия доклада) // Российский экономический журнал. — 2015. — № 5. — С. 3–62.
44. Глазьев С.Ю., Чистилин Д.К. Куда пойдет Россия? (Анализ предложенных программ социально-экономического развития страны) // Российский экономический журнал. — 2017. — № 6. — С. 3–20.
45. Гумеров Р.Р., Гусева Н.В. Проблемы оценки эффективности государственного регулирования и бюджетной поддержки российской экономики // Российский экономический журнал. — 2018. — № 1. — С. 66–80.
46. Гумеров Р.Р., Гусева Н.В. К анализу лучших практик разработки государственных программ // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2018. — № 3. — С. 32–48.
47. Гумеров Р.Р., Гусева Н.В. Об альтернативной модели ранжирования проектов (программ) в рамках пилотных государственных программ Российской Федерации // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2018. — № 4. — С. 79–87.
48. Гумеров Р.Р. Реализация национальных целей в предлагаемой модели стратегического народно-хозяйственного планирования // Российский экономический журнал. — 2019. — № 5. — С. 3–24.
49. Делягин М.Г. Деструктивный либералистский дискурс бюджетной трехлетки 2018–2020 (преамбула А.Ю. Мелентьева) // Российский экономический журнал. — 2018. — № 2. — С. 3–15.
50. Дементьев В.Е. О характере российской «догоняющей» модернизации и ее институциональном обеспечении // Российский экономический журнал. — 2005. — № 2. — С. 3–13.
51. Дементьев В.Е. Госкорпорации в экономической стратегии России: к продолжению дискуссии в связи с «антигоскапиталистическими» установками федеральных властей // Российский экономический журнал. — 2011. — № 3. — С. 3–20.
52. Дементьев В.Е., Устюжанина Е.В. Включение отечественной экономики в глобальные цепочки создания стоимости: созидательный потенциал и риски // Российский экономический журнал. — 2016. — № 2. — С. 19–34.
53. Дудкин В.Е., Петров Ю.А. Индикативное планирование — механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой // Российский экономический журнал. — 1998. — № 6. — С. 38–58 (начало).
54. Дудкин В.Е., Петров Ю.А. Индикативное планирование — механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой // Российский экономический журнал. — 1998. — № 6. — С. 43–71 (окончание).
55. Ершов М.В. О формировании приоритетов промышленной политики и денежно-кредитных механизмах их реализации // Российский экономический журнал. — 2006. — № 1. — С. 17–24.
56. Ершов М.В., Поспелов В.К., Танасова А.С., Татузов В.Ю. К развертыванию промышленной политики в России: еще раз о роли целевой кредитной эмиссии // Российский экономический журнал. — 2017. — № 3. — С. 28–36.
57. Жихарев К.Л. Содержание и сущность концепции региональной инновационной системы // Российский экономический интернет-журнал. — 2011. — № 2 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.e-rej/ru/Articles/2011/Zhiharev210/pdf.
58. Известные экономисты назвали главные провалы года // Московский комсомолец. — 2019. — 19 декабря. — № 283 (28155).
59. Йоффи Д., Гавер А., Кусумано М. Гибель цифровых платформ // Ведомости. — 2019. — 23 декабря. — № 241 (4968).
60. Кириченко И.А., Гумеров Р.Р. Реализация национальных целей и стратегическое планирование: фактор управления рисками // Российский экономический журнал. — 2019. — № 6. — С. 52–62.
61. Любинин А.Б. Пенсионная реформа: из «тени» в «тень» // Российский экономический журнал. — 2018. — № 5. — С. 26–42.
62. Михеева А. ЦБ не дает жизни в кредит // Ведомости. — 2019. — 27 декабря. — № 245 (4972).
63. Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. — 2019. — № 17 (100) [Электронный ресурс] — URL: http://www/iep/ru/files/test/crisis_monitoring/2019_17_100_November.pdf.
64. Мухаметшина Е. Россияне все еще верят в лучшее // Ведомости. — 2019. — 26 декабря. — № 244 (4971).
65. Невельский А. Вечеринка в долине заканчивается // Ведомости. — 2019. — 27 ноября. — № 223 (4950).
66. Прогноз Минэкономразвития по росту промпроизводства на 2019 год может не сбыться. Не беда, МЭР подготовит новый [Электронный ресурс]. — URL: https://www.vestifinance.ru/ articles/130073.
67. Полунин А. Итог 2019-го: Жить стало хуже пол-России, и это не предел [Электронный ресурс]. — URL: https://svpressa.ru/economy/article/252715/?vdimnewritm.
68. Резников Л.Б., Мелентьев А.Ю. Постсоветская реформа и нэп: итоги и уроки аналитического сопоставления // Российский экономический журнал. — 2017. — № 3. — С. 3–28.
69. Сильвестров С.Н. Глобализация и глобальное регулирование: новейшие тенденции и вызовы для российской экономической политики // Российский экономический журнал. — 2016. — № 3. — С. 62–91.
70. Сильвестров С.Н., Бауэр В.П., Еремин В.В. К анализу поучительного для России опыта применения инструментария стратегического планирования развития экономики во Франции, США и КНР // Российский экономический журнал. — 2019. — № 1. — С. 41–57.
71. Социально-экономическое положение России, январь—ноябрь 2019 г. (доклад Росстата) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.gks.ru/compendium/document/50801.
72. Якутин Ю.В., Винслав Ю.Б. Промышленная политика и крупный бизнес: задача госменеджмента в условиях дезиндустриализации // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2012. — № 1. — С. 4–7.
73. Якутин Ю.В. Об опыте, проблемах и путях совершенствования государственного стратегического планирования // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2013. — № 2. — С. 4–27.
74. Якутин Ю.В. Прогнозирование и стратегическое планирование в системе государственного и корпоративного управления // Российский экономический журнал. — 2014. — № 4. — С. 94–101.

Винслав Ю.Б.,

доктор экономических наук, профессор, действительный член Академии менеджмента и бизнес-администрирования, главный научный сотрудник Российского геологоразведочного университета (МГРИ-РГГУ)

Аннотация. В статье проанализированы главные показатели эволюции отечественной экономики и ее индустриального комплекса в прошлом году (в январе — ноябре 2019 г.). Выявлены тенденции этой эволюции, в том числе негативные тренды, предопределяющие сохранение в 2020 г. воспроизводственных угроз: вялость, неустойчивость и низкое качество экономического роста. Установлены основные причины того, что объективные ресурсные возможности макроуровня явно недостаточно использовались для решения актуальных задач технологической модернизации экономики и повышения народного благосостояния. Главная из причин — низкое качество государственного управления, включая несовершенство стратегического планирования и промышленной политики; до сих пор в стране отсутствует современная национальная инновационная система. Соответственно обоснованы рекомендации по повышению качества госуправления в его указанных составляющих. Рекомендуемые меры, по мнению автора, обеспечат концентрацию макроуровневых ресурсов и управленческих усилий на подлинных приоритетах национального развития и тем самым будут способствовать переводу экономики на траекторию быстрого, устойчивого и высококачественного роста.

Ключевые слова: экономические показатели, экономические итоги 2019 г., государственное регулирование экономики, государственное управление, государственное стратегическое планирование, индикативное планирование, стратегическое макропланирование, государственное программирование, макропрограммирование, макропроектирование, национальное проектирование, государственные программы, федеральные целевые программы, национальные проекты, государственная промышленная политика, национальная промышленная политика, национальная инновационная система, отраслевые инновационные системы, региональные инновационные системы, приоритеты развития, быстрый, устойчивый и высококачественный рост, минерально-сырьевой комплекс.

YEAR 2020: ON THE REMAINING REPRODUCTIVE THREATS AND THEIR NEUTRALIZATION ON THE WAYS TO IMPROVE STRATEGIC PLANNING AND INDUSTRIAL POLICY, THE DEPLOYMENT OF THE NATIONAL INNOVATION SYSTEM AND ITS SECTORAL AND REGIONAL SUBSYSTEMS

Vinslav Yu.B.,

ScD (Economics), Professor, Full Member of the Academy of Management and Business Administration, Chief Researcher of the Russian Geological Exploration University (MGRI-RGGRU)

Abstract. The article analyzes the main indicators of the evolution of the domestic economy and its industrial complex in the past year (in January — November 2019). It Identifies trends in this evolution, including negative trends that determine the preservation of reproductive threats in 2020: sluggishness, instability and low quality of economic growth. The main reasons for the fact that the objective resource capabilities of the macro level were clearly not used enough to effectively solve the urgent problems of technological modernization of the economy and increase people’s welfare are established. The main reason is the poor quality of public administration, including imperfect strategic planning and industrial policy; there is still no modern national innovation system in the country. Accordingly, recommendations for improving the quality of state regulation in its specified components are justified. The recommended measures, according to the author, will help the economy to move to a trajectory of rapid, sustainable and high-quality growth.

Keywords: economic indicators, economic results of 2019, state regulation of the economy, state management, state strategic planning, indicative planning, strategic macro-planning, state programming, macro-programming, macro-design, national design, state programs, Federal target programs, national projects, state industrial policy, national industrial policy, national innovation system, industry innovation systems, regional innovation systems, development priorities, rapid, sustainable and high-quality growth, and the mineral resource complex.

DOI: 10.33983/0130-9757-2020-1-3-53

Библиографический список

1. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях» [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/198991/.

2. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_164841/.

3. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 № 488-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/.

4. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/.

5. Резолюция Председателя Правительства Российской Федерации от 22 мая 2018 года № ДМ-П13-2858 «Об обеспечении реализации Указа Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. — URL: http://government.ru/orders/selection/404/32628/.

6. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года (утвержден Председателем Правительства Российской Федерации 8 мая 2019 г.) [Электронный ресурс]. — URL: http://static.government.ru/media/files/j8IV1FkssLpUq I89JCXZ2mLiIiLEn7H8.pdf.

7. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/198991/.

8. Постановление Правительства РФ от 21.05.2013 № 426 (ред. от 13.11.2019) «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146773/.

9. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Экономическое развитие и инновационная экономика“» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/70644224/.

10. Постановление Правительства РФ от 15.10.2016 № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/71515458/94ae5cbc8380b22e112057ec1861454a/.

11. Постановление Правительства РФ от 29.03.2018 № 346 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации „Развитие науки и технологий“ на 2013–2020 годы» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71811462/.

12. Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71993040/.

13. Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р. Перечень государственных программ Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 1950-р) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99749/.

14. Методические указания по разработке национальных проектов (программ) (утв. Правительством РФ 04.06.2018 № 4072п-П6) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_300277/.

15. Методические указания по применению типов результатов и стандартизированных контрольных точек федеральных проектов (утв. Правительством РФ 22 марта 2019 г. № 2523п-П6) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_321561/.

16. Приказ Министерства экономического развития РФ от 26.12.2012 № 817 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70198158/.

17. Анисимов В.Ф., Винслав Ю.Б. Промышленность в субъектах РФ: параметры новейшей эволюции и проблемы правообеспеченного регулирования // Российский экономический журнал. — 2016. — № 2. — С. 3–18 (начало).

18. Анисимов В.Ф., Винслав Ю.Б. Промышленность в субъектах РФ: параметры новейшей эволюции и проблемы правообеспеченного регулирования // Российский экономический журнал. — 2016. — № 3. — С. 23–39 (окончание).

19. Батчиков С.А. Выдвижение «приоритетных национальных проектов»: шаг к долгожданной социальной переориентации реформационного курса? // Российский экономический журнал. — 2005. — № 9–10. — С. 3–25.

20. Буев И. Инвестор первой инстанции // Ведомости. 2019. 23 декабря. — № 241 (4968).

21. Винслав Ю.Б. Федеральная промышленная политика: к определению приоритетов в контексте новейшей индустриальной эволюции страны // Российский экономический журнал. — 2008. — № 1–2. — С. 3–17.

22. Винслав Ю.Б. Национальная промышленная политика: еще раз об абсолютной модернизационной необходимости и ключевых параметрах развертывания // Российский экономический журнал. — 2012. — № 4. — С. 3–26.

23. Винслав Ю.Б. Принципы промполитики нуждаются в совершенствовании // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2014. — № 1. — С. 4–5.

24. Винслав Ю.Б. Стратегическое макропланирование и национальная промышленная политика: содержательны ли официальные законопроекты? // Российский экономический журнал. — 2014. — № 3. — С. 3–22.

25. Винслав Ю.Б. Федеральный закон о промышленной политике: снова об актуальности законодательной новации как таковой, о системных изъянах и направлениях доработки конкретной версии документа // Российский экономический журнал. — 2015. — № 3. — С. 70–75 (начало).

26. Винслав Ю.Б. Федеральный закон о промышленной политике: снова об актуальности законодательной новации как таковой, о системных изъянах и направлениях доработки конкретной версии документа // Российский экономический журнал. — 2015. — № 4. — С. 12–33 (окончание).

27. Винслав Ю.Б. Проектный подход как многоуровневый управленческий феномен: общесистемное содержание, актуальность применения на макроуровне, необходимость и специфика

1. использования на уровне крупных интегрированных корпораций // Российский экономический журнал. — 2015. — № 5. — С. 79–84 (начало).

28. Винслав Ю.Б. Проектный подход как многоуровневый управленческий феномен: общесистемное содержание, актуальность применения на макроуровне, необходимость и специфика использования на уровне крупных интегрированных корпораций // Российский экономический журнал. — 2015. — № 6. — С. 85–95 (окончание).

29. Винслав Ю.Б. К обеспечению сбалансированности образовательной, научной и промышленной сфер и их интеграции // Российский экономический журнал. — 2017. — № 5. — С. 70–82.

30. Винслав Ю.Б. Промышленно-инновационная политика в системе государственного управления экономикой: новейшие модернизационные проблемы и подходы к их решению // Российский экономический журнал. — 2018. — № 3. — С. 3–27.

31. Винслав Ю.Б. О путях совершенствования механизмов стратегического планирования развития экономики (общесистемные, отраслевые, инновационные аспекты) // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2018. — № 3. — С. 75–91.

32. Винслав Ю.Б. Минерально-сырьевой комплекс России: тренды технологической модернизации и основные принципы формирования инновационной системы // Российский экономический журнал. — 2018. — № 6. — С. 27–60.

33. Винслав Ю.Б. 2019-й: о нейтрализации сохраняющихся угроз народнохозяйственному развитию на основе совершенствования ряда инструментов госрегулирования экономики // Российский экономический журнал. — 2019. — № 1. — С. 3–30.

34. Винслав Ю.Б. Национальная инновационная система: актуальность формирования, контуры концептуальной модели и интеграционные механизмы реализации // Российский экономический журнал. — 2019. — № 2. — С. 3–31.

35. Волконицкая К.Г., Ляпина С.Ю. Развитие региональных инновационных систем // Науковедение (интернет-журнал). — 2014. — В. 5 (24). — С. 1–19 [Электронный ресурс]. — URL:https://publications.hse.ru/articles/139541494].

36. В продолжение разработки альтернативной стратегии социально-экономического развития России учеными секции экономики Отделения общественных наук РАН (предложения В.В. Ивантера, А.Д. Некипелова, О.Т. Богомолова и С.Ю. Глазьева. Послесловие А.Ю. Мелентьева) // Российский экономический журнал. — 2014. — № 2. — С. 3–21.

37. Всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной конкурентоспособности — 2019 [Электронный ресурс]. — URL: https://gtmarket/ru>rating/global-competitivenessindex/info.

38. Глазьев С.Ю., Ивантер В.В., Макаров В.Л., Некипелов А.Д., Татаркин А.И., Гринберг Р.С., Фетисов Г.Г., Цветков В.А., Батчиков С.А., Ершов М.В., Митяев Д.А., Петров Ю.А. О стратегии развития экономики России // Экономическая наука современной России. — 2011. — № 1. — С. 3–22.

39. Глазьев С.Ю. «Стратегия 2020» — антимодернизационный документ // Российский экономический журнал. — 2012. — № 2. — С. 3–9.

40. Глазьев С.Ю. Снова к альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики (предложения на 2013–2014 гг.) // Российский экономический журнал. — 2013. — № 3. — С. 3–37.

41. Глазьев С.Ю. Экономическая стратегия России в контексте украинских событий: еще раз к предложенной альтернативе // Российский экономический журнал. — 2014. — № 4. — С. 3–18.

42. Глазьев С.Ю. Санкции США и политика Банка России: двойной удар по национальной экономике // Вопросы экономики. — 2014. — № 9. — С. 13–25.

43. Глазьев С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития (академическая версия доклада) // Российский экономический журнал. — 2015. — № 5. — С. 3–62.

44. Глазьев С.Ю., Чистилин Д.К. Куда пойдет Россия? (Анализ предложенных программ социально-экономического развития страны) // Российский экономический журнал. — 2017. — № 6. — С. 3–20.

45. Гумеров Р.Р., Гусева Н.В. Проблемы оценки эффективности государственного регулирования и бюджетной поддержки российской экономики // Российский экономический журнал. — 2018. — № 1. — С. 66–80.

46. Гумеров Р.Р., Гусева Н.В. К анализу лучших практик разработки государственных программ // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2018. — № 3. — С. 32–48.

47. Гумеров Р.Р., Гусева Н.В. Об альтернативной модели ранжирования проектов (программ) в рамках пилотных государственных программ Российской Федерации // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2018. — № 4. — С. 79–87.

48. Гумеров Р.Р. Реализация национальных целей в предлагаемой модели стратегического народно-хозяйственного планирования // Российский экономический журнал. — 2019. — № 5. — С. 3–24.

49. Делягин М.Г. Деструктивный либералистский дискурс бюджетной трехлетки 2018–2020 (преамбула А.Ю. Мелентьева) // Российский экономический журнал. — 2018. — № 2. — С. 3–15.

50. Дементьев В.Е. О характере российской «догоняющей» модернизации и ее институциональном обеспечении // Российский экономический журнал. — 2005. — № 2. — С. 3–13.

51. Дементьев В.Е. Госкорпорации в экономической стратегии России: к продолжению дискуссии в связи с «антигоскапиталистическими» установками федеральных властей // Российский экономический журнал. — 2011. — № 3. — С. 3–20.

52. Дементьев В.Е., Устюжанина Е.В. Включение отечественной экономики в глобальные цепочки создания стоимости: созидательный потенциал и риски // Российский экономический журнал. — 2016. — № 2. — С. 19–34.

53. Дудкин В.Е., Петров Ю.А. Индикативное планирование — механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой // Российский экономический журнал. — 1998. — № 6. — С. 38–58 (начало).

54. Дудкин В.Е., Петров Ю.А. Индикативное планирование — механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой // Российский экономический журнал. — 1998. — № 6. — С. 43–71 (окончание).

55. Ершов М.В. О формировании приоритетов промышленной политики и денежно-кредитных механизмах их реализации // Российский экономический журнал. — 2006. — № 1. — С. 17–24.

56. Ершов М.В., Поспелов В.К., Танасова А.С., Татузов В.Ю. К развертыванию промышленной политики в России: еще раз о роли целевой кредитной эмиссии // Российский экономический журнал. — 2017. — № 3. — С. 28–36.

57. Жихарев К.Л. Содержание и сущность концепции региональной инновационной системы // Российский экономический интернет-журнал. — 2011. — № 2 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.e-rej/ru/Articles/2011/Zhiharev210/pdf.

58. Известные экономисты назвали главные провалы года // Московский комсомолец. — 2019. — 19 декабря. — № 283 (28155).

59. Йоффи Д., Гавер А., Кусумано М. Гибель цифровых платформ // Ведомости. — 2019. — 23 декабря. — № 241 (4968).

60. Кириченко И.А., Гумеров Р.Р. Реализация национальных целей и стратегическое планирование: фактор управления рисками // Российский экономический журнал. — 2019. — № 6. — С. 52–62.

61. Любинин А.Б. Пенсионная реформа: из «тени» в «тень» // Российский экономический журнал. — 2018. — № 5. — С. 26–42.

62. Михеева А. ЦБ не дает жизни в кредит // Ведомости. — 2019. — 27 декабря. — № 245 (4972).

63. Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. — 2019. — № 17 (100) [Электронный ресурс] — URL: http://www/iep/ru/files/test/crisis_monitoring/2019_17_100_November.pdf.

64. Мухаметшина Е. Россияне все еще верят в лучшее // Ведомости. — 2019. — 26 декабря. — № 244 (4971).

65. Невельский А. Вечеринка в долине заканчивается // Ведомости. — 2019. — 27 ноября. — № 223 (4950).

66. Прогноз Минэкономразвития по росту промпроизводства на 2019 год может не сбыться. Не беда, МЭР подготовит новый [Электронный ресурс]. — URL: https://www.vestifinance.ru/ articles/130073.

67. Полунин А. Итог 2019-го: Жить стало хуже пол-России, и это не предел [Электронный ресурс]. — URL: https://svpressa.ru/economy/article/252715/?vdimnewritm.

68. Резников Л.Б., Мелентьев А.Ю. Постсоветская реформа и нэп: итоги и уроки аналитического сопоставления // Российский экономический журнал. — 2017. — № 3. — С. 3–28.

69. Сильвестров С.Н. Глобализация и глобальное регулирование: новейшие тенденции и вызовы для российской экономической политики // Российский экономический журнал. — 2016. — № 3. — С. 62–91.

70. Сильвестров С.Н., Бауэр В.П., Еремин В.В. К анализу поучительного для России опыта применения инструментария стратегического планирования развития экономики во Франции, США и КНР // Российский экономический журнал. — 2019. — № 1. — С. 41–57.

71. Социально-экономическое положение России, январь—ноябрь 2019 г. (доклад Росстата) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.gks.ru/compendium/document/50801.

72. Якутин Ю.В., Винслав Ю.Б. Промышленная политика и крупный бизнес: задача госменеджмента в условиях дезиндустриализации // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2012. — № 1. — С. 4–7.

73. Якутин Ю.В. Об опыте, проблемах и путях совершенствования государственного стратегического планирования // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2013. — № 2. — С. 4–27.

74. Якутин Ю.В. Прогнозирование и стратегическое планирование в системе государственного и корпоративного управления // Российский экономический журнал. — 2014. — № 4. — С. 94–101.