К проблеме оценки и повышения эффекта обучения иностранных граждан в российских вузах для экономического развития России и ее арктических регионов

Синица А.Л.

 

Синица А.Л.,
кандидат экономических наук, научный сотрудник Лаборатории экономического образования Экономического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Аннотация. Стремясь многоаспектно осветить проблему, обозначенную в заголовке статьи, ее автор, во-первых, прослеживает динамику численности лиц, о которых идет речь, в том числе обучающихся на контрактной основе, и выявляет факторы, влияющие на эту динамику. Во-вторых, — комментирует имеющиеся в литературе прямые и косвенные оценки эффектов обучения образовательных мигрантов. В-третьих, — приводит примеры наличия таких эффектов для экономик стран, лидирующих по экспорту образовательных услуг. В-четвертых, — выявляет специфику арктической подсистемы российской системы высшего образования в сравнении с аналогичными подсистемами других стран, включающих территории Крайнего севера. В-пятых, — конструктивно-критически анализирует меры госстимулирования экспорта вузовских услуг. В-шестых, — излагает ряд соображений по улучшению информационно-статистического обеспечения решения рассматриваемых проблем.
Ключевые слова: российская система высшего образования, экспорт образовательных услуг, международный рынок образовательных услуг, иностранные студенты, образовательные мигранты, Крайний Север, российская Арктика, Арктическая зона Российской Федерации (АЗ РФ), концепция и программа нового освоения (переосвоения) российской Арктики.
On the issue of assessing and Increasing the effect of training foreign citizens in Russian universities on the economic development of Russia and its Arctic regions
Sinitsa A.L.,
PhD in Economics, Research Associate of the Laboratory of Economic Education Economic Faculty Moscow State University Named After M.V. Lomonosov
Abstract. In an effort to comprehensively cover the issue indicated in the title of the article, the author, first, traces the dynamics of the number of persons in question, including students on a contract basis, and identifies factors that affect this dynamics. Secondly, he comments on the direct and indirect assessments of the effects of training of educational migrants available in the literature. Thirdly, he gives examples of the presence of such effects for the economies of countries leading in the export of educational services. Fourth, it reveals the specifics of the Arctic subsystem of the Russian higher education system in comparison with similar subsystems of other countries that include the territories of the Far North. Fifth, it constructively and critically analyzes measures to stimulate the export of University services. Sixth, it sets out a number of considerations for improving the information and statistical support for solving the problems under consideration.
Keywords: Russian higher education system, export of educational services, international market of educational services, foreign students, educational migrants, Far North, Russian Arctic, Arctic zone of the Russian Federation, the concept and program of new development (re-development) of the Russian Arctic.
DOI: 10.33983/0130-9757-2020-3-101-113
Библиографический список
1. Паспорт приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт» [Электронный ресурс]. — URL: http://static.government.ru/media/files/FL01MAEp8YVuAkvbZotaYtVKNEKaALYA.pdf (дата обращения: 03.04.2020).
2. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» [Электронный ресурс]. — URL: http://static.government.ru/media/files/DkOXerfvAnLv0vFKJ59ZeqTC7ycla5HV.pdf (дата обращения: 03.04.2020).
3. Постановление Правительства РФ от 20.05.2015 г. № 481 «О федеральной целевой программе „Русский язык“ на 2016–2020 годы» [Электронный ресурс]. — URL: http://static.government.ru/media/files/UdArRuNmg2Hdm3MwRUwmdE9N3ohepzpQ.pdf (дата обращения: 03.04.2020).
4. Арефьев А.Л. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. — М.: Социоцентр, 2016. — Вып. 6. — 408 с.
5. Арефьев А.Л. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. — М.: Центр социологических исследований, 2017. — Вып. 7. — 496 с.
6. Арефьев А.Л. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. — М.: ЦСПиМ, 2018. — Вып. 8. — 536 с.
7. Арефьев А.Л. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. — М.: Центр социологических исследований, 2019. — Вып. 9. — 536 с.
8. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. — М.: Центр социологических исследований, 2014. — Вып. 4. — 360 с.
9. Беляков С.А., Краснова Г.А. Экспорт высшего образования: состояние и перспективы в России и мире // Университетское управление: практика и анализ. — 2016. — № 6 (106). — С. 26–34.
10. Вартанян А.А. Международная образовательная миграция: региональный аспект // Мировая экономика и международные отношения. — 2016. — Т. 60. — № 2. — С. 113–121.
11. Вахитов Р.Р. Корпорация «Минобр» как кошмар либерального сообщества (коммерциализация российских вузов генерирует образовательную катастрофу) // Российский экономический журнал. — 2012. — № 3. — С. 88–96.
12. Веревкин О.Л. Использование потенциала российских вузов для подготовки иностранных студентов // Социологическая наука и социальная практика. — 2017. — Т. 5. — № 3 (19). — С. 126–144.
13. Гаджиева А.Г. Современная сфера услуг: классификация и роль в экономике // Российский экономический журнал. — 2017. — № 6. — С. 67–78.
14. Игнатов И.И. Высшее образование и вузовская наука в России: структура кризиса и антикризисные наметки // Российский экономический журнал. — 2013. — № 5. — С. 41–52.
15. Игнатов И.И. Высшее образование и вузовская наука в России: структура кризиса и антикризисные наметки (окончание) // Российский экономический журнал. — 2013. — № 6. — С. 59–82.
16. Лексин В.Н., Порфирьев Б.Н. Переосвоение российской Арктики: вопросы методологии и организации // Российский экономический журнал. — 2015. — № 2. — С. 84–104.
17. Лексин В.Н. Социально-экономические проблемы российской Арктики. Между прошлым и будущим // Российский экономический журнал. — 2018. — № 5. — С. 3–25.
18. Макагонов П.П., Фигероа А.Р., Эспиноса С.Р. Об экономическом вкладе профильных высших учебных заведений в развитие монофункциональных городов // Проблемы прогнозирования. — 2018. — № 1. — С. 108–116.
19. Меликян А.В. Внутренние факторы результативности экспорта образования в российских вузах // Вопросы образования. — 2018. — № 3. — С. 146–179.
20. Никитенко Е.В. Мотивы поступления китайских студентов в вузы Дальнего Востока // Экономические и гуманитарные науки. — 2015. — № 11 (286). — С. 14–23.
21. Погодаев Н.П. Осиеви, хамчун руси навин: образовательная миграция из Таджикистана в Россию как ресурс формирования трансграничного общества // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2018. — № 44. — С. 183–198.
22. Рахимов Т.Р. Потенциальные перспективы развития экспорта российского высшего образования // Совет ректоров. — 2015. — № 8. — С. 78–85.
23. Семенова И.О. Балясникова Е.В., Дрыженко Д.Б. Проблемы мотивации выбора российского образования иностранными студентами // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2019. — № 1 (55). — С. 97–103.
24. Швецов А.Н. Российская академия наук — очередной объект разрушительных реформационных преобразований // Российский экономический журнал. — 2013. — № 4. — С. 3–23.
25. Agence française pour la promotion de l’enseignement supérieur, l’accueil et la mobilité internationale. Chiffres clés. — Février 2020 [Электронный ресурс]. — URL: https://ressources.campusfrance.org/publications/chiffres_cles/fr/chiffres_cles_2020_fr.pdf (дата обращения: 03.04.2020).
26. European University Association. Joint declaration of higher education and the general agreement on trade in services [Электронный ресурс]. — URL: https://eua.eu/component/attachments/attachments.html?task=attachment&id=857 (дата обращения: 03.04.2020).
27. Government of Canada. Global Affairs Canada. Economic impact of international education in Canada. — 2017 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.international.gc.ca/education/report-rapport/impact-2017/index.aspx?lang=eng (дата обращения: 03.04.2020).
28. HSBC Holdings Inc. The value of education. Higher and higher. Global factsheet [Электронный ресурс]. — URL: https://www.hsbc.com/-/files/hsbc/media/media-release/2017/171205-the-value-of-education.pdf?download=1 (дата обращения: 03.04.2020).
29. HSBC Holdings Inc. The value of education. Higher and higher. Global report [Электронный ресурс]. — URL: https://www.hsbc.com/-/files/hsbc/media/media-release/2017/170628-the-value-of-education-higher-and-higher-global-report.pdf?download=1 (дата обращения: 03.04.2020).
30. Institute of International Education. A quick look at global mobility trends [Электронный ресурс]. — URL: https://www.iie.org/Research-and-Insights/Project-Atlas/Explore-Data/Infographics/2019-Project-Atlas-Infographics (дата обращения: 03.04.2020).
31. NAFSA: Association of International Educators. The United States of America. Benefits from international students [Электронный ресурс]. — URL: https://www.nafsa.org/sites/default/files/media/document/isev-2019.pdf (дата обращения: 03.04.2020).
32. Nozdrenko E.A., Koptseva N.P. Adaptation of indigenous Youth from the Northern territories to studying at university: establishment of the «Higher Northern School» in Siberian Federal University // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2012. — Т. 5. — № 2. — С. 232–241.
33. Roga R., Lapina I., Müürsepp P. Internationalization of higher education: analysis of factors influencing foreign students’ choice of higher education institutions // Procedia — social and behavioral sciences. — 2015. — Vol. 213. — P. 925–930.
34. The costs and benefits of international students by parliamentary constituency. Repost for the Higher Education Policy Institute and Kaplan International Pathways. — London: London Economics, 2018. — 11+72 p.
35. Tilak J.B.G. Trade in higher education: the role of the General Agreement on Trade and Services (GATS). — Paris: International Institute for Educational Planning, 2011. — 158 p.

Синица А.Л.,

кандидат экономических наук, научный сотрудник Лаборатории экономического образования Экономического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Аннотация. Стремясь многоаспектно осветить проблему, обозначенную в заголовке статьи, ее автор, во-первых, прослеживает динамику численности лиц, о которых идет речь, в том числе обучающихся на контрактной основе, и выявляет факторы, влияющие на эту динамику. Во-вторых, — комментирует имеющиеся в литературе прямые и косвенные оценки эффектов обучения образовательных мигрантов. В-третьих, — приводит примеры наличия таких эффектов для экономик стран, лидирующих по экспорту образовательных услуг. В-четвертых, — выявляет специфику арктической подсистемы российской системы высшего образования в сравнении с аналогичными подсистемами других стран, включающих территории Крайнего севера. В-пятых, — конструктивно-критически анализирует меры госстимулирования экспорта вузовских услуг. В-шестых, — излагает ряд соображений по улучшению информационно-статистического обеспечения решения рассматриваемых проблем.

Ключевые слова: российская система высшего образования, экспорт образовательных услуг, международный рынок образовательных услуг, иностранные студенты, образовательные мигранты, Крайний Север, российская Арктика, Арктическая зона Российской Федерации (АЗ РФ), концепция и программа нового освоения (переосвоения) российской Арктики.

On the issue of assessing and Increasing the effect of training foreign citizens in Russian universities on the economic development of Russia and its Arctic regions

Sinitsa A.L.,

PhD in Economics, Research Associate of the Laboratory of Economic Education Economic Faculty Moscow State University Named After M.V. Lomonosov

Abstract. In an effort to comprehensively cover the issue indicated in the title of the article, the author, first, traces the dynamics of the number of persons in question, including students on a contract basis, and identifies factors that affect this dynamics. Secondly, he comments on the direct and indirect assessments of the effects of training of educational migrants available in the literature. Thirdly, he gives examples of the presence of such effects for the economies of countries leading in the export of educational services. Fourth, it reveals the specifics of the Arctic subsystem of the Russian higher education system in comparison with similar subsystems of other countries that include the territories of the Far North. Fifth, it constructively and critically analyzes measures to stimulate the export of University services. Sixth, it sets out a number of considerations for improving the information and statistical support for solving the problems under consideration.

Keywords: Russian higher education system, export of educational services, international market of educational services, foreign students, educational migrants, Far North, Russian Arctic, Arctic zone of the Russian Federation, the concept and program of new development (re-development) of the Russian Arctic.

DOI: 10.33983/0130-9757-2020-3-101-113

Библиографический список

1. Паспорт приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт» [Электронный ресурс]. — URL: http://static.government.ru/media/files/FL01MAEp8YVuAkvbZotaYtVKNEKaALYA.pdf (дата обращения: 03.04.2020).

2. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» [Электронный ресурс]. — URL: http://static.government.ru/media/files/DkOXerfvAnLv0vFKJ59ZeqTC7ycla5HV.pdf (дата обращения: 03.04.2020).

3. Постановление Правительства РФ от 20.05.2015 г. № 481 «О федеральной целевой программе „Русский язык“ на 2016–2020 годы» [Электронный ресурс]. — URL: http://static.government.ru/media/files/UdArRuNmg2Hdm3MwRUwmdE9N3ohepzpQ.pdf (дата обращения: 03.04.2020).

4. Арефьев А.Л. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. — М.: Социоцентр, 2016. — Вып. 6. — 408 с.

5. Арефьев А.Л. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. — М.: Центр социологических исследований, 2017. — Вып. 7. — 496 с.

6. Арефьев А.Л. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. — М.: ЦСПиМ, 2018. — Вып. 8. — 536 с.

7. Арефьев А.Л. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. — М.: Центр социологических исследований, 2019. — Вып. 9. — 536 с.

8. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. — М.: Центр социологических исследований, 2014. — Вып. 4. — 360 с.

9. Беляков С.А., Краснова Г.А. Экспорт высшего образования: состояние и перспективы в России и мире // Университетское управление: практика и анализ. — 2016. — № 6 (106). — С. 26–34.

10. Вартанян А.А. Международная образовательная миграция: региональный аспект // Мировая экономика и международные отношения. — 2016. — Т. 60. — № 2. — С. 113–121.

11. Вахитов Р.Р. Корпорация «Минобр» как кошмар либерального сообщества (коммерциализация российских вузов генерирует образовательную катастрофу) // Российский экономический журнал. — 2012. — № 3. — С. 88–96.

12. Веревкин О.Л. Использование потенциала российских вузов для подготовки иностранных студентов // Социологическая наука и социальная практика. — 2017. — Т. 5. — № 3 (19). — С. 126–144.

13. Гаджиева А.Г. Современная сфера услуг: классификация и роль в экономике // Российский экономический журнал. — 2017. — № 6. — С. 67–78.

14. Игнатов И.И. Высшее образование и вузовская наука в России: структура кризиса и антикризисные наметки // Российский экономический журнал. — 2013. — № 5. — С. 41–52.

15. Игнатов И.И. Высшее образование и вузовская наука в России: структура кризиса и антикризисные наметки (окончание) // Российский экономический журнал. — 2013. — № 6. — С. 59–82.

16. Лексин В.Н., Порфирьев Б.Н. Переосвоение российской Арктики: вопросы методологии и организации // Российский экономический журнал. — 2015. — № 2. — С. 84–104.

17. Лексин В.Н. Социально-экономические проблемы российской Арктики. Между прошлым и будущим // Российский экономический журнал. — 2018. — № 5. — С. 3–25.

18. Макагонов П.П., Фигероа А.Р., Эспиноса С.Р. Об экономическом вкладе профильных высших учебных заведений в развитие монофункциональных городов // Проблемы прогнозирования. — 2018. — № 1. — С. 108–116.

19. Меликян А.В. Внутренние факторы результативности экспорта образования в российских вузах // Вопросы образования. — 2018. — № 3. — С. 146–179.

20. Никитенко Е.В. Мотивы поступления китайских студентов в вузы Дальнего Востока // Экономические и гуманитарные науки. — 2015. — № 11 (286). — С. 14–23.

21. Погодаев Н.П. Осиеви, хамчун руси навин: образовательная миграция из Таджикистана в Россию как ресурс формирования трансграничного общества // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2018. — № 44. — С. 183–198.

22. Рахимов Т.Р. Потенциальные перспективы развития экспорта российского высшего образования // Совет ректоров. — 2015. — № 8. — С. 78–85.

23. Семенова И.О. Балясникова Е.В., Дрыженко Д.Б. Проблемы мотивации выбора российского образования иностранными студентами // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2019. — № 1 (55). — С. 97–103.

24. Швецов А.Н. Российская академия наук — очередной объект разрушительных реформационных преобразований // Российский экономический журнал. — 2013. — № 4. — С. 3–23.

25. Agence française pour la promotion de l’enseignement supérieur, l’accueil et la mobilité internationale. Chiffres clés. — Février 2020 [Электронный ресурс]. — URL: https://ressources.campusfrance.org/publications/chiffres_cles/fr/chiffres_cles_2020_fr.pdf (дата обращения: 03.04.2020).

26. European University Association. Joint declaration of higher education and the general agreement on trade in services [Электронный ресурс]. — URL: https://eua.eu/component/attachments/attachments.html?task=attachment&id=857 (дата обращения: 03.04.2020).

27. Government of Canada. Global Affairs Canada. Economic impact of international education in Canada. — 2017 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.international.gc.ca/education/report-rapport/impact-2017/index.aspx?lang=eng (дата обращения: 03.04.2020).

28. HSBC Holdings Inc. The value of education. Higher and higher. Global factsheet [Электронный ресурс]. — URL: https://www.hsbc.com/-/files/hsbc/media/media-release/2017/171205-the-value-of-education.pdf?download=1 (дата обращения: 03.04.2020).

29. HSBC Holdings Inc. The value of education. Higher and higher. Global report [Электронный ресурс]. — URL: https://www.hsbc.com/-/files/hsbc/media/media-release/2017/170628-the-value-of-education-higher-and-higher-global-report.pdf?download=1 (дата обращения: 03.04.2020).

30. Institute of International Education. A quick look at global mobility trends [Электронный ресурс]. — URL: https://www.iie.org/Research-and-Insights/Project-Atlas/Explore-Data/Infographics/2019-Project-Atlas-Infographics (дата обращения: 03.04.2020).

31. NAFSA: Association of International Educators. The United States of America. Benefits from international students [Электронный ресурс]. — URL: https://www.nafsa.org/sites/default/files/media/document/isev-2019.pdf (дата обращения: 03.04.2020).

32. Nozdrenko E.A., Koptseva N.P. Adaptation of indigenous Youth from the Northern territories to studying at university: establishment of the «Higher Northern School» in Siberian Federal University // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2012. — Т. 5. — № 2. — С. 232–241.

33. Roga R., Lapina I., Müürsepp P. Internationalization of higher education: analysis of factors influencing foreign students’ choice of higher education institutions // Procedia — social and behavioral sciences. — 2015. — Vol. 213. — P. 925–930.

34. The costs and benefits of international students by parliamentary constituency. Repost for the Higher Education Policy Institute and Kaplan International Pathways. — London: London Economics, 2018. — 11+72 p.

35. Tilak J.B.G. Trade in higher education: the role of the General Agreement on Trade and Services (GATS). — Paris: International Institute for Educational Planning, 2011. — 158 p.