Определение и реализация национальных целей развития в российском стратегическом планировании

Сильвестров С.Н., Крупнов Ю.А., Старовойтов В.Г.

Сильвестров С.Н.,
доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ, директор Института экономической политики и проблем экономической безопасности, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
Крупнов Ю.А.,
доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономической политики и проблем экономической безопасности, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; Московский государственный областной университет,
Старовойтов В.Г.,
директор Центра Института экономической политики и проблем экономической безопасности, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

 

Аннотация. Статья посвящена проблемам определения и реализации национальных целей развития в формируемой в России системе стратегического планирования. Предмет исследования — соответствующие проблемы применительно к периоду до 2030 г. и на дальнейшую перспективу. В связи с этим, во-первых, рассмотрена возможность расширения горизонта планирования в условиях высокой неопределенности. Во-вторых, показано, что повышение результативности планов в отношении достижения национальных целей должно осуществляться с применением современных методов прогнозирования и на основе обеспечения реалистичности планирования, преемственности целеполагания и структурно-логической гармонизации планирующей системы. В-третьих, с использованием методов факторного анализа и ранжирования осуществлена оценка степени влияния конкретных проблем на результативность планов по достижению национальных целей. В-четвертых, намечены направления решения наиболее значимых проблем.

 

Ключевые слова: национальные цели, национальные проекты, государственные программы, государственное регулирование, стратегическое планирование; горизонт стратегического планирования, структурно-логическая гармонизация системы планирования, экономический рост, устойчивое развитие, прогнозирование, методы факторного анализа и ранжирования.

 

Determination and implementation of national development goals in Russian strategic planning

 

Silvestrov S.N.,

Sc.D. (Economics), Professor, Honored Economist of the Russian Federation, Director of the Institute of Economic Policy and Economic Security Problems, Financial University under the Government of the Russian Federation,

Krupnov Yu.A.,

Sc.D. (Economics), Professor, Chief Researcher, Institute of Economic Policy and Economic Security Problems, Financial University under the Government of the Russian Federation; Moscow State Regional University,

Starovoitov V.G.,

Director of the Center of the Institute of Economic Policy and Economic Security Problems, Financial University under the Government of the Russian Federation

 

Abstract. The article is devoted to the problems of defining and implementing national development goals in the system of strategic planning being formed in Russia. The subject of the research is the relevant problems in relation to the period up to 2030 and beyond. In this regard, first, the possibility of expanding the planning horizon in conditions of high uncertainty is considered. Secondly, it is shown that increasing the effectiveness of plans in relation to achieving national goals should be carried out using modern forecasting methods and on the basis of ensuring the realistic planning, continuity of goal setting and structural and logical harmonization of the planning system. Thirdly, using the methods of factor analysis and ranking, an assessment was made of the degree of influence of specific problems on the effectiveness of plans to achieve national goals. Fourthly, directions for solving the most significant problems are outlined.

 

Keywords: national goals, national projects, government programs, government regulation, strategic planning; horizon of strategic planning, structural and logical harmonization of the planning system, economic growth, sustainable development, government regulation, forecasting, methods of factor analysis and ranking.

 

DOI: 10.33983/0130-9757-2021-1-32-44

 

Библиографический список

  1. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726.
  4. Приказ Минэкономразвития России от 16.09.2016 № 582 (ред. от 15.03.2017) «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.10.2016 № 43976) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_205801/.
  5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=291976&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.8490455747212267#04589020003509586/.
  6. Архитектура и модель управления рисками экономической безопасности Российской Федерации. Отчет о НИР. № государственной регистрации АААА-А19-119062790073-5. Финансовый университет при Правительстве РФ. — М., 2019 г.
  7. Афиногенов Д.А., Кочемасова Е.Ю., Сильвестров С.Н. Стратегическое планирование: проблемы и решения // Мир новой экономики. — 2019. — Т. 13. — № 2. — С. 23–31. DOI: 10.26794/2220-6469-2019-13-2-23-31.
  8. Бабкин А.В., Бухвальд Е.М. Проблемы стратегического планирования в региональном и муниципальном звене управления Российской Федерации // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. — 2015. — № 4 (223). — С. 25–37.
  9. Бондарева Н.Н., Комков Н.И. Организационно-методические вопросы разработки и реализации национальных проектов // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — 2019. — Т. 10. — № 3. — С. 369–379. https://doi.org/10.18184/2079-4665.2019.10.3.369-37/.
  10. Васин С.Г. Искусственный интеллект в управлении государством // Управление. — 2017. — № 3 (17). — С. 5–10.
  11. Клейнер Г.Б. Системный ресурс стратегической устойчивости экономики // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. — 2015. — № 4 (223). — С. 10–24.
  12. Кортни Хью, Керкленд Джейн, Вигери Патрик. Стратегия в условиях неопределенности // Вестник McKinsey. — 2002. — № 1 (русскоязычный перевод статьи в The McKinsey Quarterly. — 2000. — № 3).
  13. Крупнов Ю.А. Вакцина от кризиса: анализ и прогнозирование посткризисных геоэкономических условий развития мировой и отечественной экономики // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. — 2020. — Т. 10. — № 3. — С. 10–22.
  14. Кудрин А.Л. Национальные проекты в их нынешнем виде не приведут к прорывному развитию экономики и качественному преобразованию в сферах, которые они регулируют. Доклад на заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам 25 декабря 2019 г. [Электронный ресурс]. — URL: https://ach.gov.ru/news/aleksey-kudrin-oboznachil-5-klyuchevykh-problem-natsionalnykh-proektov.
  15. Путин В.В. Выступление на Первом социальном бизнес-форуме, 2011 [Электронный ресурс]. — URL: https://lenta.ru/news/2011/05/26/gdp/.
  16. Путин В.В. Выступление на совещании с членами правительства в Кремле 12 января 2004 года [Электронный ресурс]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/970944 (со ссылкой на РИА «Новости»).
  17. Сильвестров С.Н., Бауэр В.П., Еремин В.В. К анализу поучительного для России опыта применения инструментария стратегического планирования развития экономики во Франции, США и КНР // Российский экономический журнал. — 2019. — № 1. — С. 41–57.
  18.  Соколов И.А., Дрожжинов В.И., Райков А.Н. и др. Искусственный интеллект как стратегический инструмент экономического развития страны и совершенствования ее государственного управления. Часть 1. Опыт Великобритании и США // International Journal of Open Information Technologies. — 2017. — Т. 5. — № 9. — С. 57–75 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-kak-strategicheskiy-instrument-ekonomicheskogo-razvitiya-strany-i-sovershenstvovaniya-ee-gosudarstvennogo.
  19. Формирование институтов регулирования рисков стратегического развития: Монография / под ред. М.А. Эскиндарова, С.Н. Сильвестрова / коллектив авторов Авдийский В.И., Барышников П.Ю., Бауэр В.П. и др. — М.: Когито-Центр, 2019. — 454 с.
  20. Чекалин В.С., Карасев О.И., Раков Д.А. Национальные цели развития и пути их достижения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2019. — № 4 (118). — С. 14–19.
  21. Экономическая безопасность России: методология, стратегическое управление, системотехника: Монография / под ред. Сильвестрова С.Н. / коллектив авторов Бауэр В.П., Беляев И.И., Булавин А.В. и др. — М.: КноРус, 2018. — 350 с.