К сравнительной характеристике национальных моделей организации высшего образования

Молокова Е.Л., Устюжанин В.Л.

 

Молокова Е. Л.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Уральского государственного экономического университета,
Устюжанин В. Л.,
кандидат экономических наук, научный сотрудник Центрального Экономико-математического Института Российской Академии Наук

Аннотация. В статье исследуются национальные модели организации высшего образования. За основу анализа взяты системы высшего образования США, Германии, Нидерландов, Китая и России. Авторами предложен ряд критериев разграничения принципов организации системы высшего образования в различных странах: причисление высшего образования к частным (удовлетворяемым на основе частного платежеспособного спроса потребителей) или к коллективным (опекаемым) благам, организация финансирования системы высшего образования, барьеры (фильтры) для обучающихся «на входе» и «на выходе», степень коммерциализации деятельности вузов, роль академического сообщества.
На основе проведенного исследования выделены идеально-типические модели организации высшего образования, существующие в развитых и быстроразвивающихся странах: рынок частных услуг, государственный патернализм, рынок мериторных благ, квазирынок и гибридная модель.
Сделан вывод о том, что низкий уровень финансирования и тотальная коммерциализация деятельности государственных вузов порождают многие проблемы российского высшего образования, прежде всего такие, как падение качества образовательных услуг и престижности самого этого образования.

 

Ключевые слова: высшее образование, национальные модели высшего образования, модели финансирования высшего образования, коммерциализация вузов, опекаемое благо, академическое сообщество.

 

To a сomparative characteristics of national models of higher education organization

 

Molokova E. L.,
PhD (Economics), associate professor at Ural State University of Economics,
Ustyuzhanin V. L.,
PhD (Economics), researcher at Central Economics and Mathematics Institute of the Russian Academy of Sciences (CEMI RAS)

 

Abstract. The article examines national models of higher education organization. The analysis is based on the higher education systems of the USA, Germany, the Netherlands, China and Russia. The authors proposed a number of criteria for differentiating the principles of organizing the higher education system in different countries: classifying higher education as private (satisfied on the basis of private effective consumer demand) or collective (patronized) benefits, organizing financing of the higher education system, barriers (filters) for students «at the entrance» and «at the exit», the degree of commercialization of the activities of universities, the role of the academic community.
On the basis of the conducted research, ideal-typical models of the organization of higher education that exist in developed and rapidly developing countries are distinguished: the market for private services, state paternalism, the market for merit goods, the quasi-market and the hybrid model.
It is concluded that the low level of funding and the total commercialization of the activities of state universities give rise to many problems of Russian higher education, first of all, such as the decline in the quality of educational services and the prestige of this education itself.

 

Keywords: higher education, national models of higher education, models of higher education funding, commercialization of higher education, sponsored blessing, academic community.

 

DOI: 10.33983/0130-9757-2021-1-109-123

 

Библиографический список
1. Агранович М. На какие специальности в вузах был самый большой спрос в 2019 году [Электронный ресурс]. — URL: https://rg. ru/2019/12/09/na-kakie-specialnosti-v-vuzah-byl-samyj-bolshoj-spros-v-2019-godu. html.
2. Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют. Пер. с англ. — М., 2004. — 416 с.
3. Вахштайн В. С. Две модели образовательных систем [Электронный ресурс]. — URL: http://www. intelros. ru/pdf/prognosis/321-352_vahshtain. pdf.
4. Дунаева К. И., Монанкова Д. Ю. Оценка риска отчисления студентов вузов России: основные причины и последствия [Электронный ресурс]. — URL: https://scienceforum. ru/2018/article/2018008328.
5. Масгрейв Р. А., Масгрейв П. Б. Государственные финансы: теория и практика. Пер. с англ. — М.: Бизнес Атлас, 2009. — 716 с.
6. Образование в Нидерландах [Электронный ресурс]. — URL: https://www. unipage. net/ru/education_netherlandsэ.
7. Рубинштейн А. Я. К теории рынков опекаемых благ // Вестник РУДН. Серия Экономика. — 2011. — № 5. — С. 298–308.
8. Салихов А. В. Высшее образование как общественное благо и диверсификация его финансирования [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/vysshee-obrazovanie-kak-obschestvennoe-blago-i-diversifikatsiya-ego-finansirovaniya.
9. Устюжанина Е. В., Дементьев В. Е., Евсюков С. Г., Сухинин И. В. Институциональная экономика. Учебник / Под ред. Е. В. Устюжаниной. — М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ имени Г. В. Плеханова», 2016. — 288 с.
10. A Comprehensive Guide about the Education System and International Schools [Электронный ресурс]. — URL: https://www. internations. org/go/moving-to-china/education.
11. Arrow K. J. The Economic Implications of Learning by doing // Review of Economic Studies. — 1962. — Vol. 29, June. — pp. 155–173.
12. Beckendorf J. How Germany managed to abolish university tuition fees [Электронный ресурс]. — URL: http://theconversation. com/how-germany-managed-to-abolish-university-tuition-fees-32529.
13. China’s higher education [Электронный ресурс]. — URL: https://www. sicas. cn/Students/Info/Content_110621144852564.shtml.
14. Dropout and Completion in Higher Education in Europe [Электронный ресурс]. — URL: https://op. europa. eu/en/publication-detail/-/publication/4deeefb5-0dcd-11e6-ba9a-01aa75ed71a1.
15. Duanhong Zhang. The problem with Chinese universities? Not enough dropouts [Электронный ресурс]. — URL: https://www. sixthtone. com/news/1003440/the-problem-with-chinese-universities%3F-not-enough-dropouts.
16. Dutch education [Электронный ресурс]. — URL: https://www. studyinholland. nl/dutch-education.
17. Education at a Glance: OECD indicators [Электронный ресурс]. — URL: https://dx. doi. org/10.1787/eag-2019-en.
18. Education at a Glance: OECD indicators [Электронный ресурс]. — URL: www. oecd. org/education/Russian Federation_EAG201.
19. Education system in Germany [Электронный ресурс]. — URL: http://uis. unesco. org/country/DE.
20. Expenditure on education [Электронный ресурс]. — URL: https://data. worldbank. org/indicator/SE. XPD. TOTL. GD. ZS? most_recent_year_desc=true.
21. Fast facts. Time to degree [Электронный ресурс]. — URL: https://nces. ed. gov/fastfacts/display. asp? id=569.
22. Hess A. J. The 6 most popular college majors [Электронный ресурс]. — URL: https://www. cnbc. com/2017/12/15/the-6-most-popular-college-majors. html.
23. Higher education funding in Germany [Электронный ресурс]. — URL: https://eacea. ec. europa. eu/national-policies/eurydice/content/higher-education-funding-31_en.
24. Higher education funding in Holland [Электронный ресурс]. — URL: https://eacea. ec. europa. eu/national-policies/eurydice/content/higher-education-funding-53_en.
25. Higher Education Universities, qualifications and fees [Электронный ресурс]. — URL: https://www. justlanded. com/english/United-States/USA-Guide/Education/Higher-Education.
26. Hochschulen in Deutschland. Studierendenzahl erreicht neuen Rekordwert [Электронный ресурс]. — URL: https://www. spiegel. de/lebenundlernen/uni/hochschulen-studentenzahl-auf-neuem-hoechstwert-a-1298445.html.
27. How are US colleges and universities funded? [Электронный ресурс]. — URL: https://www. quora. com/How-are-US-colleges-and-universities-funded.
28. How Does Education in China Compare with Other Countries? [Электронный ресурс]. — URL: https://chinapower. csis. org/education-in-china/.
29. Huang Futao. China’s higher education system — 70 years of evolution [Электронный ресурс]. — URL: https://www. universityworldnews. com/post. php? story=20191001085233566.
30. Netherlands Education Statistics [Электронный ресурс]. — URL: https://www. ceicdata. com/en/netherlands/education-statistics? page=3.
31. Nier Hedda. Die beliebstesten Studiengaenge in Deutschland [Электронный ресурс]. — URL: https://de. statista. com/infografik/9140/beliebteste-studiengaenge-in-deutschland/.
32. Studienabbrecher. Wer schmeisst hin und warum? [Электронный ресурс]. — URL: https://www. spiegel. de/lebenundlernen/uni/studienabbrecher-wer-schmeisst-hin-und-warum-a-1150226.html.
33. Study a Bachelor Degree in The Netherlands [Электронный ресурс]. — URL: https://www. educations. com/search/bachelors-degrees-in-the-netherlands.
34. Studying in Germany [Электронный ресурс]. — URL: https://www. studying-in-germany. org/german-education-system/.
35. Study in Holland. University colleges [Электронный ресурс]. — URL: https://www. studyinholland. nl/dutch-education/university-colleges.
36. Trends in the Netherlands 2017 [Электронный ресурс]. — URL: https://longreads. cbs. nl/trends17-eng/society/figures/education/.
37. U. S. College Dropout Rate and Dropout Statistics [Электронный ресурс]. — URL: https://www. collegeatlas. org/college-dropout. html?__cf_chl_jschl_tk__=6e1ce1f09d6cd88226e2a4f779a7e8f31e121ab4-1583009583-0-AfQED6FA—DeK2K7erQlYBJ6MB7vpFroB8lnRFKawccoHagOg0Qv95FwKi6EtrmyIK3JfKo9WdI1VmswDUzExhxjxR5udL6m6Bi86a7i6mjzIkh1T-ttdGQSpXBiAg8mc9wRdXBxT235DMDo77rfK2zL9D8r-07vy7kkt05VB8maSSYjHmwuIPIoZPS_KbSCYGZFWHl-144RkhO2PCnL0eb1Nb_NgrrnV0RRLoXJM3xdo8jtr3sGjD1R0G_Dqq5tMOyK48BUsDd1hFclkRBfoMQ5DRDhgLmcDQVXpCQNGB9V.
38. Universities in the Netherlands [Электронный ресурс]. — URL: https://www. unipage. net/en/universities_netherlands.
39. Universities in the USA and Canada [Электронный ресурс]. — URL: https://www. universitiesintheusa. com/admissions/entry-requirements.
40. Xinhua. 43 percent of China’s high school graduates admitted to colleges [Электронный ресурс]. — URL: https://www. chinadaily. com. cn/china/2017-10/17/content_33370581.htm.