Развитие творческого труда как основа обеспечения технологической независимости: теоретический опыт отечественных и западных школ

Маслов Г.А.

Российский экономический журнал. 2023. № 5. С. 4–18. Russian Economic Journal. 2023;(5):4–18.

 

Научная статья 

УДК 330.85; 330.88; 338.984

https://doi.org/ 10.52210/0130-9757_2023_5_4

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАПАДНЫХ ШКОЛ

 

Маслов Глеб Андреевич,

МГУ имени М.В. Ломоносова, Институт экономики РАН Москва,  Россия

glemiach@yandex.ru 

 

ORCID: 0000-0002-4955-2303

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию развития отечественной и западной экономической мысли по проблеме творческого труда в контексте возможностей применения данного теоретического опыта при решении задачи обеспечения технологической независимости России. Показана большая актуальность данных разработок в настоящее время, связанная, во-первых, с особым этапом технико-экономического развития глобальной экономики, интенсификации распространения знаний и востребованности творческих навыков со стороны работников. Во-вторых, нынешнее обострение геополитической обстановки, усиление международного экономического противостояния требуют повышения экономической самодостаточности и задела в области высоких технологий. Одной из ключевых составляющих знаниеемкого производства является развитый человеческий потенциал. В частности, это касается образования и уровня развития творческих навыков среди работников, что и обусловливает важность обращения к проблеме творческого труда. Советская экономическая мысль на фундаментальном уровне ставила данный вопрос в контексте развертывания научно-технической революции. Авторы подчеркивали, что необходимо с помощью плановых механизмов усиливать интеграцию производства, науки и образования. Важнейшим тезисом стало выделение творческого труда также в качестве самоцели, обеспечивающей свободное гармоничное развитие личности. Постсоветская политическая экономия и, в частности, постсоветская школа критического марксизма заимствовали ряд положений советских экономистов, дополнив их анализом современного капитализма. Рассматриваются процессы социализации капитализма как результата, в том числе распространения творческого труда, изменения в социальной структуре. Западные теории следуют более рыночноцентричному подходу, ориентируясь в большей степени на описательный метод исследований креативной экономики, «креативного класса». В то же время эмпирически выводятся важные закономерности, позволяющие оперативно адаптировать методы экономического управления в нынешней стремительно меняющейся реальности. В заключении статьи показано, что важно использовать достижения всех научных направлений, однако в нынешних условиях особую значимость приобретает марксистский политэкономический подход, где у отечественной школы имеется большой задел.

Ключевые слова: технологическая независимость, деглобализация, научно-техническая революция, творческий труд, человеческий потенциал, образование, марксизм, «креативный класс»

 

Для цитирования: Маслов Г.А. Развитие творческого труда как основа обеспечения технологической независимости: теоретический опыт отечественных и западных школ // Российский экономический журнал. 2023. № 5. С. 4–18.  https://doi.org/10.52210/0130-9757_2023_5_4.

 

Благодарности. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного    фонда

№ 23-18-00508, https://rscf.ru/project/23-18-00508/ Original article

CREATIVE LABOUR DEVELOPMENT AS A BASIS FOR ENSURING TECHNOLOGICAL SOVEREIGNTY: THEORETICAL EXPERIENCE OF NATIONAL AND WESTERN SCHOOLS

 

Maslov Gleb Andreevich, Lomonosov Moscow State University, Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia glemiach@yandex.ru 

 

ORCID: 0000-0002-4955-2303

Abstract. The article is devoted to the research of national and Western economic thought development on the problem of creative labour in the context of the possibilities of applying this theoretical experience in solving the problem of ensuring technological sovereignty of Russia. The great relevance of these developments is shown at the present time, connected, firstly, with a special stage of the technical and economic development of the global economy, the intensification of the dissemination of knowledge and the demand for creative skills on the part of employees. Secondly, the current aggravation of the geopolitical situation and the strengthening of international economic confrontation require an increase in economic self-sufficiency and a reserve in the field of high technologies. One of the key components of knowledge-intensive production is the developed human potential. In particular, it relates to education and the level of development of creative skills among employees, which determines the importance of addressing the problem of creative labour. Soviet economic thought at a fundamental level posed this issue in the context of the unfolding of the scientific and technological revolution. The authors stressed that it is necessary to strengthen the integration of production, science and education using the mechanisms of planning. One of the most important thesis was posing creative work as an    end in itself, which ensures the free harmonious development of the individual. Post-Soviet political economy and, in particular, the Post-Soviet school of Critical Marxism borrowed a number of provisions of Soviet economists, supplementing them with an analysis of modern capitalism. The processes of socialisation of capitalism as a result, including the spread of creative work, changes in the social structure are considered. Western theories follow a more market-centric approach, focusing more on the descriptive method in the creative economy, the “creative class” research. At the same time, important regularities are empirically deduced that allow the rapid adaptation of economic management methods  in the current fast changing reality. In conclusion, in the article it is shown the importance of using the achievements of all scientific directions, but in the current conditions, the Marxist political economy approach is has a particular importance, where the national school has a large   reserve.

Keywords: technological sovereignty, deglobalisation, scientific and technological revolution, creative labour, human potential, education, marxism, “creative class”

For citation: Maslov G.A. Creative Labour Development as a Basis for Ensuring Technological Sovereignty: Theoretical Experience of National and Western Schools. Russian Economic Journal. 2023;(5):4–18. (In  Russ.). https://doi.org/10.52210/0130-9757_2023_5_4.

 

 

Acknowledgements. Funding: This research was funded by the Russian Science Foundation, grant number 23-18-00508, https://rscf.ru/en/project/23-18-00508/

Список источников

  1. Абдулов Р.Э. Деглобализация мировой экономики: углубление межимпериалистических противоречий создает угрозы национальной безопасности // Вопросы политической экономии. 2022. № 3. С. 22–31.
  2. Батищев Г.С. Коммунистический труд. Философская энциклопедия. В 5 т. / Под ред. Ф.В. Константинова. М.: Советская энциклопедия, 1960–1970.
  3. Бодрунов С.Д. Современный технологический переход и его социально-экономические последствия // Экономическое возрождение России. 2022. № 2. С. 35–43.
  4. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Трансформации социальной структуры позднего капитализма: от пролетариата и буржуазии к прекариату и креативному классу? // Социологические исследования. 2019. № 1. С. 18–28.
  5. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Капитализм, посткапитализм и креативная революция (критические размышления о статье Д.А. Давыдова) // Социологические исследования.   2022. № 9. С. 100–109.
  6. Бузгалин А.В., Яковлева Н.Г., Барашкова О.В. Человек, человеческий потенциал, «человеческий капитал» в зеркале политической экономии (статья 1-я) // Российский экономический журнал. 2023а. № 1. С. 4–21.
  7. Бузгалин А.В., Яковлева Н.Г., Барашкова О.В. Человек, человеческий потенциал, «человеческий капитал»: политэкономическая критика поведенческой экономики (статья 2-я) // Российский экономический журнал. 2023б. № 3. С. 5–16.
  8. Булавка-Бузгалина Л.А. Разотчуждение: от философской абстракции к социокультурным практикам // Вопросы философии. 2018. № 6. С. 167–179.
  9. Волков Г.Н.  Истоки и горизонты прогресса. Социологические проблемы развития науки     и техники. М., Политиздат, 1976.
  10. Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969.
  11. Комолов О.О. Деглобализация: новые тенденции и вызовы мировой экономике // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2021. Т. 18. 2. С. 34–47.
  12. Косолапов Р.И. Коммунистический труд: природа и стимулы. М.: Мысль, 1968.
  13. Кузин А.А., Шухардин С.В. (1964). Современная научно-техническая революция // Коммунист. 1964. № 16. С. 49–58.
  14. Лаззарато М. Нематериальный труд / Художественный журнал 2008. № 69. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://moscowartmagazine.com/issue/23/article/369.
  15. Леш К. Восстание элит и предательство. М.: Логос-прогресс, 2002. 220 с.
  16. Марков Н.В. Научно-техническая революция: анализ, перспективы, последствия. Изд. 2-е, доп. М., Политиздат, 1973.
  17. Маркс К. Критика Готской программы / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. М.: Изд-во политической литературы, 1961.
  18. Маслов Г.А. Советские исследования экономического потенциала НТР и теория четвертой промышленной революции // Журнал институциональных исследований. 2023. Т. 15. № 2. С. 77–90.
  19. Мелещенко Ю.С. Технический прогресс и его закономерности. Ленинград, Лениздат, 1967.
  20. Павлов М.Ю. Как измерить креативную деятельность? Экономическое возрождение России. 2022. № 4. С. 68–74.
  21. Степанова Т.Д. Развитие теории креативного класса: зарубежная и российская экономическая мысль // Вопросы политической экономии. 2020. № 3. С. 153–169.
  22. Степанова Т.Д. Мировой креативный класс: динамика, тенденции, развитие // Проблемы современной экономики. 2022. № 1. С. 41–44.
  23. Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. — 328 с.
  24. Толкачев С.А., Соколов Д.П. Мейкерство как «строй цивилизованных кооператоров» в эпоху новой промышленной революции // Вопросы политической экономии. 2020. № 4. С. 119– 134.
  25. Фриман А. Сумерки машинократического подхода: незаменимый труд и будущее производства // Вопросы политической экономии. 2016. № 4. С. 37–60.
  26. Чангли И.И. Труд. Социологические аспекты теории и методологии исследования. М.: Наука, 1973.
  27. Яковлева Н.Г. Образовательный империализм: вызовы развитию человеческого потенциала // Вопросы политической экономии. 2022. № 3. С. 58–75.
  28. Banik N., Padalkar М. The Spread of Gig Economy: Trends and Effects. Foresight and STI Governance. 2021; 15(1): 28–38.
  29. Becker G. Human capital: theoretical and empirical analysis, with special reference to education. 2 ed. New York: NBER, 1975.
  30. Howkins J. The creative economy: How people make money from ideas. Penguin UK, 2002.
  31. Li F. The digital transformation of business models in the creative industries: A holistic framework and emerging trends. Technovation. 2020; 92–93.
  32. Linder S.B. An Essay on Trade and Transformation. New York: John Wiley and Sons, 1961.
  33. Posner M.V. International Trade and Technical Change. Oxford Economic Papers. New series. 1961; 13(3): 323–341.
  34. Reich R. B. The work of nations: Preparing ourselves for 21st Century Capitalism. New York: Vintage Books, 1992.
  35. Schultz T. Economic value of education. New York: Columbia University Press, 1963.
  36. van Laar E., van Deursen A., van Dijk J., de Haan J. Measuring the levels of 21st-century digital skills among professionals working within the creative industries: A performance-based approach. Poetics. 2020; 81: 1–14.
  37. Vernon R. The Product Cycle Hypothesis in a New International Environment. Oxford Bulletin of Economics and Statistics. 1979(4): 255–267.

 

References

  1. Abdulov R.E. Globalisation of the World Economy: Deepening of Inter-Imperialist Contradictions Creates Threats to National Security. Voprosy politicheskoy ekonomii. 2022; (3): 22-31.
  2. Batishchev G.S. Communist Labour. The Philosophical Encyclopedia. In 5 volumes / Edited  by F.V. Konstantinov. Moscow: Soviet Encyclopedia, 1960–1970.
  3. Bodrunov S.D. Modern Technological Transition and its Socio-Economic Consequences. Ekonomickeskoe vozrozhdenie Rossii. 2022; (2): 35-43.
  4. Buzgalin A.V., Kolganov A.I. Transformations of the Social Structure of Late Capitalism: from the Proletariat and the Bourgeoisie to the. Precariat and the Creative Class? Sociologicheskie issledovania. 2019; (1): 18-28
  5. Buzgalin A.V., Kolganov A.I. Capitalism, Post-Capitalism and the Creative Revolution (Critical Reflections on the Article by D.A. Davydov). Sociologicheskie issledovania. 2022; (9): 100-109.
  6. Buzgalin A.V., Yakovleva N.G., Barashkova O.V. Man, Human Potential, “Human Capital” in the Mirror of Political Economy (Article 1). Rossiisly ekonomickesky zhurnal. 2023a; (1): 4-21.
  7. Buzgalin A.V., Yakovleva N.G., Barashkova O.V. Man, Human Potential, “Human Capital”: Political Economic Criticism of Behavioral Economics (Article 2). Rossiisly ekonomickesky zhurnal. 2023b; (3): 5-16.
  8. Bulavka-Buzgalina L.A. Alienation: from Philosophical Abstraction to Socio-Cultural Practices. Voprosy filosofii. 2018; (6): 167-179.
  9. Volkov G. The Origins and Horizons of Progress. Sociological Problems of the Development of Science and Technology. Moscow: Politizdat, 1976 (In Russ.).
  10. Galbraith J.K. The New Industrial State. Moscow: Progress, 1969 (In Russ.).
  11. Komolov O.O. Deglobalisation: New Trends and Challenges to the World Economy. Vestnik Rossiiskogo universiteta ineni G.V.Plekhanova. 2021; 18(2): 34-47.
  12. Kosolapov R.I. Communist Labour: Nature and Incentives. Moscow: Mysl, 1968.
  13. Kuzin A., Shukhardin S. Modern Scientific and Technological Revolution. Communist. 1964; (16): 49–58 (In Russ.).
  14. Lazzarato M. Immaterial Labour / Art Magazine. 2008; (69) [Electronic resource] — Access mode:  http://moscowartmagazine.com/issue/23/article/369.
  15. Lesh K. The Uprising of the Elites and Betrayal. Moscow: Logos-progress, 2002. 220 p.
  16. Markov N.V. Scientific and Technological Revolution: Analysis, Prospects, Consequences. Moscow: Politizdat, 1973. (In Russ.).
  17. Marx K. Criticism of the Goth Programme / Marx K., Engels F. Op. 2nd ed. Vol. 19. Moscow: Izdatelstvo politickeskoy literatury, 1961.
  18. Maslov G.A. Soviet Research of the Economic Potential of the STR and the Theory of the Fourth Industrial Revolution. Zhurnal institucionalnyh issledovanii. 2023; 15(2): 77-90.
  19. Meleschenko Yu.S. Technological Progress and Its Regularities. Leningrad: Lenizdat, 1967. (In Russ.).
  20. Pavlov M.Yu. How to Measure Creative Activity? Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. 2022; (4): 68-74.
  21. Stepanova T.D. The Development of the Theory of the Creative Class: Foreign and Russian Economic Thought. Voprosy politicheskoy ekonomii. 2020; (3): 153-169.
  22. Stepanova T.D. World Creative Class: Dynamics, Trends, Developments. Problemy sovremennoy ekonomiki. 2022; (1): 41-44.
  23. Standing G. Precariat: a New Dangerous Class. Moscow: Ad Marginem Press, 2014. 328 p.
  24. Tolkachev S.A., Sokolov D.P. Making as a “System of Civilized Cooperators” in the Era of the New Industrial Revolution. Voprosy politicheskoy ekonomii. 2020; (4): 119-134.
  25. Freeman A. Twilight of the Machine-Democratic Approach: Irreplaceable Labour and  the Future of Production. Voprosy politicheskoy ekonomii. 2016; (4): 37-60.
  26. Changly I. I. Labour. Sociological Aspects of the Theory and Methodology of Research. Moscow: Nauka, 1973. (In Russ.).
  27. Yakovleva N.G. Educational Imperialism: Challenges to Human Potential Development. Voprosy politicheskoy ekonomii. 2022; (3): 58-75.
  28. Banik N., Padalkar М. The Spread of Gig Economy: Trends and Effects. Foresight and STI Governance. 2021; 15(1): 28–38.
  29. Becker G. Human Capital: Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. 2 ed. New York: NBER, 1975.
  30. Howkins J. The Creative Economy: How People Make Money from Ideas. Penguin UK, 2002.
  31. Li F. The Digital Transformation of Business Models in the Creative Industries: A Holistic Framework and Emerging Trends. Technovation. 2020; 92-93.
  32. Linder S.B. An Essay on Trade and Transformation. New York: John Wiley and Sons, 1961.
  33. Posner M.V. International Trade and Technical Change. Oxford Economic Papers. New series. 1961; 13(3): 323-341.
  34. Reich R.B. The Work of Nations: Preparing ourselves for 21st Century Capitalism. New York: Vintage Books, 1992.
  35. Schultz T. Economic Value of Education. New York: Columbia University Press, 1963.
  36. van Laar E., van Deursen A., van Dijk J., de Haan J. Measuring the Levels of 21st-Century Digital Skills among Professionals Working within the Creative Industries: A PerformanceBased Approach. Poetics. 2020; 81: 1-14.
  37. Vernon R. The Product Cycle Hypothesis in a New International Environment. Oxford Bulletin of Economics and Statistics. 1979(4): 255-267. 

 

Информация об авторе:

 

Маслов Г.А. — кандидат экономических наук, научный сотрудник Центра современных марксистских   исследований   философского   факультета,   МГУ   имени М.В. Ломоносова, старший научный сотрудник Центра методологических и историкоэкономических исследований, Институт экономики РАН, Москва, Россия.

 

Information about the  author:

Maslov G.A. — Cand. of Ec. Sc., Researcher at Center for Modern Marxist Studies of Faculty    of Philosophy, Lomonosov Moscow State University, Senior Researcher at Center for Methodological and Historical-Economic Research, Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia.

 

Статья поступила в редакцию 15.08.2023; одобрена после рецензирования 18.09.2