Реинжиниринг административных процессов в условиях формирования и развития электронного правительства в современной России
Reengineering administrative processes in the conditions of formation and development of electronic government in modern Russia
Российский экономический журнал. 2024. № 1. С. 111–120.
Russian Economic Journal. 2024;(1):111–120.
Научная статья УДК 338.246
https://doi.org/ 10.52210/0130-9757_2024_1_111
Калганов Игорь Сергеевич,
МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия igkal87@mail.ru
https://orcid.org/0009-0005-0884-7745
Kalganov Igor Sergeevich,
Moscow State University, Moscow, Russia igkal87@mail.ru
https://orcid.org/0009-0005-0884-7745
Аннотация. В статье представлены особенности реинжиниринга административных процессов в органах государственного управления в условиях становления электронного правительства. Целью исследования выступает выделение этапов становления электронного правительства, от особенностей которых зависит содержание проектов реинжиниринга административных процессов. В соответствии с целью исследования поставлены и решены следующие задачи: определены причины, которые могут препятствовать дальнейшему развитию электронного правительства в современной России; выявлено содержание электронного администрирования и дана его трактовка как проекта и цепочки создания стоимости; определены этапы становления электронного правительства с учетом характера предоставляемых государственных услуг, используемых технологий, содержания коммуникаций государства с получателями государственных услуг; определен состав радикальных и улучшающих организационных нововведений, реализуемых в рамках проектов реинжиниринга административных процессов. Результатом исследования является тезис о комплементарности технологических и организационных инноваций как условия эффективности взаимодействия государства и получателей государственных услуг. Проведенное исследование позволило сформулировать вывод о возможности использования инструментов реинжиниринга бизнес-процессов для трансформации административных процессов с учетом целевых ориентиров функционирования электронного правительства. Реинжиниринг государственных услуг трактуется как одно из направлений реинжиниринга сферы услуг и одновременно представляет собой форму реализации инновационных процессов на основе масштабного внедрения информационно-коммуникационных технологий в сектор государственного управления (местного самоуправления), что обеспечивает перепроектирование административных процессов и повышает показатели их результативности. Определено, что в секторе государственного управления доминирует целевая модель реинжиниринга, которая направлена на совершенствование процессов предоставления государственных услуг и реализуется в соответствии с стратегическими целями развития государства.
Ключевые слова: реинжиниринг административных процессов, цифровая трансформация сектора государственного управления, электронное правительство, государственные услуги, качество государственных услуг, электронное администрирование, этапы становления электронного правительства, технологические и организационные нововведения.
Для цитирования: Калганов И.С. Реинжиниринг административных процессов в условиях формирования и развития электронного правительства в современной России // Российский экономический журнал. 2024. № 1. С. Х–Х. https://doi. org/10.52210/0130-9757_2024_1_111.
Original article
Abstract. The article presents the features of reengineering of administrative processes in public administration in the context of the formation of e-government. The purpose of the study is to identify the stages of the formation of e-government. The content of projects for the reengineering of administrative processes depends on the features of these stages. In accordance with the purpose of the study, the following tasks were set and solved: the reasons that may hinder the further development of e-government in modern Russia are identified; the content of e-administration is revealed and it is interpreted as a project and a value chain; the stages of the formation of e-government are identified, taking into account the nature of the public services, technologies and the content of communications between the state and recipients of public services; the composition of radical and improving organizational innovations implemented within the framework of administrative process reengineering projects has been determined. The result of the study is the thesis about the complementarity of technological and organizational innovations as a condition for the effectiveness of interaction between the state and recipients of public services. The study made it possible to formulate a conclusion about the possibility of using business process reengineering tools to transform administrative processes, taking into account the targets for the functioning of e-government. Reengineering of public services is interpreted as one of the areas of reengineering of the service sector and at the same time it is a form of implementation of innovative processes based on the large-scale introduction of information and communication technologies in the public administration (local government) sector, which ensures the redesign of administrative processes and increases their performance indicators. It is determined that the target model of reengineering dominates in the public administration sector, which is aimed at improving the processes of providing public services. This target model is implemented in accordance with the strategic goals of the state development.
Keywords: reengineering of administrative processes, digital transformation of the public administration sector, e-government, public services, quality of public services, e-administration, stages of e-government formation, technological and organizational innovations.
For citation: Kalganov I.S. Reengineering administrative processes in the conditions of formation and development of electronic government in modern Russia. Russian Economic Journal. 2024;(1):Х–Х. (In Russ.). https://doi.org/10.52210/0130-9757_2024_1_111.