Анализ детерминант и пространственного распределения экологической нагрузки от транспортного сектора в разрезе российских регионов

Ростислав К.А., Пономарев Ю.Ю., Макаров А.В.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА | REGIONAL ECONOMY

Анализ детерминант и пространственного распределения экологической нагрузки от транспортного сектора в разрезе российских регионов

Analysis of determinants and spatial distribution of ecological burden from the transport sector in Russian regions

Российский экономический журнал. 2024. № 6. С. 67–91.

Russian Economic Journal. 2024;(6):67–91.

Научная статья

УДК 332.142.6

https://doi.org/10.52210/0130-9757_2024_6_92

Ростислав Ксения Аркадьевна,

Институт прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ИПЭИ РАНХиГС), Москва, Россия

rostislav-ka@ranepa.ru

ORCID: 0000-0003-4692-8149

Rostislav Kseniia A.,

IPEI, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia

rostislav-ka@ranepa.ru

ORCID: 0000-0003-4692-8149

Пономарев Юрий Юрьевич,

Институт прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ИПЭИ РАНХиГС), Москва, Россия

ponomarev@ranepa.ru

ORCID: 0000-0002-1188-9293

Ponomarev Yury Yu.,

IPEI, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia

ponomarev@ranepa.ru

ORCID: 0000-0002-1188-9293

Макаров Андрей Владимирович,

Институт прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ИПЭИ РАНХиГС); Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

andreymakarovh@mail.ru

ORCID: 0000-0003-2268-0011

Makarov Andrey V.,

IPEI, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Department of Economic Theory, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

andreymakarovh@mail.ru

ORCID: 0000-0003-2268-0011

Аннотация. В современном мире все большее внимание уделяется экологическим проблемам, экологический фактор все чаще учитывается при анализе динамики социально-экономического развития. Возникает фундаментальная дискуссия в логике теоремы Коуза о том, в какой мере экологический ущерб может быть смягчен саморегулированием, а в какой мере необходимо государственное принуждение и ужесточение политики в сфере экологии. Возникла оптимистическая теория Экологической кривой Кузнеца (ЭКК), которая предполагает, что существует поворотная точка, после достижения которой дальнейший экономический рост будет сопровождаться снижением экологического ущерба, вредных выбросов. В статье обсуждаются теоретические обоснования ЭКК, проведен обзор эмпирических исследований, подтверждающих и опровергающих ЭКК.

Вредные выбросы в атмосферу, формируемые подвижными источниками, составляют значительную часть общего объема загрязнения биосферы, однако в недостаточной степени изучены в исследовательской литературе. В статье тестируется Экологическая кривая в России для передвижных источников, автомобильного транспорта. Оценка базовой модели на временном периоде с 2008 по 2021 г. показала наличие N-образной зависимости между объемом выбросов на душу населения и уровнем ВРП на душу населения, но вторая поворотная точка, вероятно, недостижима на практике. Показано позитивное влияние на выбросы увеличения числа автотранспортных средств, плотности населения. Экологическая нагрузка снижалась при росте цен на бензин, обновлении и усовершенствовании экологических характеристик парка автотранспортных средств, улучшении характеристик дорожной инфраструктуры.

Ключевые слова: Экологическая кривая Кузнеца, экологический ущерб, транспортная система, автомобилизация, транспортные выбросы, теорема Коуза.

Благодарности: Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.

Для цитирования: Ростислав К.А., Пономарев Ю.Ю., Макаров А.В. Анализ детерминант и пространственного распределения экологической нагрузки от транспортного сектора в разрезе российских регионов // Российский экономический журнал. 2024. № 6. С. 67–91. https://doi.org/10.52210/0130-9757_2024_6_92.

Abstract. In the modern world, more and more attention is paid to environmental problems, and the environmental factor is increasingly taken into account when analyzing the dynamics of socio-economic development. A fundamental discussion is emerging in the logic of Coase’s theorem about the extent to which environmental damage can be mitigated by self-regulation, and to what extent state coercion and tightening of environmental policy is necessary. The optimistic theory of the Environmental Kuznets Curve (EKC) has emerged, which suggests that there is a turning point, after reaching which further economic growth will be accompanied by a reduction in environmental damage, harmful emissions. The article discusses the theoretical underpinnings of the EKC and reviews empirical studies that confirm and refute the EKC.

Harmful atmosphere emissions generated by mobile sources account for a significant part of the total volume of biosphere pollution, however, they have not been sufficiently studied in the research literature. The paper tests the environmental curve for mobile sources, road transport in Russia. Estimation of the baseline model for the time period from 2008 to 2021 showed an N-shaped relationship between emissions per capita and GRP per capita, but the second turning point is probably unattainable in practice. A positive effect on emissions of increasing number of motor vehicles, population density was shown. The environmental load decreased when gasoline prices increased, the environmental characteristics of the vehicle fleet were updated and improved, and the characteristics of road infrastructure were improved.

Keywords: Environmental Kuznets Curve, environmental damage, transport system, automobilization, transport emissions, Coase theorem

Acknowledgements: The article was written on the basis of the RANEPA state assignment research programme.

For citation: Rostislav K.A., Ponomarev Y.Yu., Makarov A.V. Analysis of determinants and spatial distribution of ecological burden from the transport sector in Russian regions. Russian Economic Journal. 2024;(6):67–91. (In Russ.). https://doi.org/10.52210/0130-9757_2024_6_92.

Информация об авторах

Ростислав К.А. — научный сотрудник Лаборатории инфраструктурных и пространственных исследований, Институт прикладных экономических исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ИПЭИ РАНХиГС), Москва, Россия

Пономарев Ю.Ю. — кандидат экономических наук, заведующий Лабораторией инфраструктурных и пространственных исследований, Институт прикладных экономических исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ИПЭИ РАНХиГС), Москва, Россия

Макаров А.В. — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Лаборатории инфраструктурных и пространственных исследований, Институт прикладных экономических исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ИПЭИ РАНХиГС); старший преподаватель Кафедры экономической теории, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

Information about the authors

Rostislav K.A. — researcher of Laboratory for Infrastructure and Spatial Research, IPEI, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia

Ponomarev Y.Yu. — Candidate of Economic Sciences, Head of Laboratory for Infrastructure and Spatial Research, IPEI, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia

Makarov A.V. — Candidate of Economic Sciences, senior researcher of Laboratory for Infrastructure and Spatial Research, IPEI, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Senior lecturer of Department of Economic Theory, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

Статья поступила в редакцию 07.05.2024; одобрена после рецензирования 22.08.2024; принята к публикации 28.11.2024.

The article was submitted 07.05.2024; approved after reviewing 22.08.2024; accepted for publication 28.11.2024.