Финансовые измерения в корпоративном менеджменте: от К-анализа к датацентричности

Хотинская Г.И.

Финансовые измерения в корпоративном менеджменте: от К-анализа к датацентричности

Financial measurements in corporate management: from K-analysis to data centricity

Российский экономический журнал. 2025. № 2. С. 79–94.

Russian Economic Journal. 2025;(2):79–94.

Научная статья

УДК 330

https://doi.org/10.52210/0130-9757_2025_2_79

Хотинская Галина Игоревна,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Москва, Россия

ghotinskaya@fa.ru

ORCID: 0000-0002-8763-5679

Khotinskaya Galina I.,

Financial University under the Government of the Russian Federation,

Moscow, Russia

ghotinskaya@fa.ru

ORCID: 0000-0002-8763-5679

Аннотация. Финансовые измерения на корпоративном уровне являются ключевым инструментом поддержки управленческих решений, имеют полуторавековую историю и эволюционировали за этот период от классического анализа коэффициентов (К-анализа) через «вой­ну метрик» к современной датацентричности (Data-centric). Последняя проявляется в качестве генерируемых бизнес-­данных, в технологиях их обработки, уровне решений для анализа, новых компетенциях специалистов, работающих с данными. Датацентричность обусловлена цифровой трансформацией, которая модифицирует бизнес-­среду и предъявляет высокие требования к цифровой зрелости компаний — от масштаба и формата бизнес-­данных, находящихся в сфере внимания руководства, до менеджмента уровня Data-driven.

Теоретическое осмысление финансистами этих системных сдвигов в корпоративном менеджменте в целом и бизнес-­аналитике в частности до настоящего времени отстает от реальных финансовых практик в силу их высокой технологичности. Вместе с тем в XXI веке датацентричность выходит за границы сферы технологий, становится бизнес-­императивом в финансовых практиках и важным фактором поддержания конкурентоспособности на большинстве отраслевых рынков.

Ключевые слова: финансовые измерения, К-анализ (коэффициентный анализ), датацентричность (Data-centric) бизнеса, Data-аналитика, BI-аналитика.

Для цитирования: Хотинская Г.И. Финансовые измерения в корпоративном менеджменте: от к-анализа к датацентричности // Российский экономический журнал. 2025. № 2. С. 79–94. https://doi.org/10.52210/0130-9757_2025_2_79.

 

Abstract. Financial measurements at the corporate level are a key tool to support management decisions, have a century and a half history and have evolved over this period from classical ratio analysis (K-analysis), through the «war of metrics» to modern data-centricity (Data-centric). The latter is manifested in the quality of generated business data, technologies of their processing, the level of solutions for analysis, new competencies of specialists working with data. Data-centricity is conditioned by digital transformation, which modifies the business environment and imposes high requirements to the digital maturity of companies — from the scale and format of business data, which is in the sphere of attention of the management, to Data-driven management.

Financiers’ theoretical understanding of these systemic shifts in corporate management in general and business analytics in particular has so far lagged behind real-world financial practices due to their high technological sophistication. At the same time, in the 21st century, data centricity goes beyond the boundaries of technology, becomes a business imperative in financial practices and an important factor in maintaining competitiveness in most industry markets.

Keywords: financial measurements, K-analysis (ratio analysis), data-centricity of business, Data analytics, BI analytics.

For citation: Khotinskaya G.I. Financial measurements in corporate management: from k-analysis to data centricity. Russian Economic Journal. 2025;(2):79–94. (In Russ.). https://doi.org/10.52210/0130-9757_2025_2_79.

Информация об авторе

Хотинская Г.И. — доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления, Факультет Экономики и бизнеса, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия.

Information about the author

Khotinskaya G.I. — Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Corporate Finance and Corporate Governance, Faculty of Economics and Business, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.

Статья поступила в редакцию 28.08.2024; одобрена после рецензирования 27.11.2024; принята к публикации 31.03.2025.

The article was submitted 28.08.2024; approved after reviewing 27.11.2024; accepted for publication 31.03.2025.