Отношение россиян к потребительской кооперации в условиях кризиса

Фролова Е.В.

Отношение россиян к потребительской кооперации в условиях кризиса

The attitude of Russians to consumer cooperation in a crisis

Российский экономический журнал. 2025. № 2. С. 95–110.

Russian Economic Journal. 2025;(2):95–110.

Научная статья

УДК 338.2

https://doi.org/10.52210/0130-9757_2025_2_95

Фролова Елена Викторовна,

Финансовый университет при Правительстве РФ,

Москва, Россия

efrolova06@mail.ru

ORCID: 0000-0002-8958-4561

Frolova Elena Viktorovna,

Financial University under the Government of the Russian Federation,

Moscow, Russia

efrolova06@mail.ru

ORCID: 0000-0002-8958-4561

Аннотация. В условиях экономического кризиса кооперация может рассматриваться как перспективное направление предпринимательской деятельности, позволяющей объединять финансовые и организационные ресурсы участников, снижать издержки. Цель исследования заключается в анализе отношения россиян к потребительским кооперативам, выявлении позитивных установок и негативных стереотипов о кооперации среди населения. Ключевым методом исследования является общероссийский опрос (N = 4422 человек). Результаты исследования иллюстрируют амбивалентность восприятия и оценок кооперации, противоречие между позитивным отношением российского населения к кооперативам и наличием устойчивых стереотипов об их деятельности. Позитивное отношение обусловлено, с одной стороны, интересом к кооперативной продукции, оптимистичными ожиданиями более высокого качества товаров и регулирования цен; с другой стороны, россияне связывают надежды на открытие успешного бизнеса с кооперативными практиками, где объединение ресурсов нескольких участников снижает финансовые риски предпринимательской деятельности. Формирование негативных стереотипов о деятельности кооперативов обусловлено деформацией их моделей в советском опыте, искаженным представлением об их сущности, высокой оценкой рисков совместной деятельности, низким уровнем доверия в обществе, бюрократическими ограничениями. Эмпирические результаты свидетельствуют о потенциале развития кооперативных форм хозяйствования в РФ. Основанием данного вывода является, с одной стороны, позитивное восприятие населением новой роли кооперации в условиях экономического кризиса, а, с другой стороны, доминирование положительной мотивации к организации или вступлению в кооператив среди молодежи и ресурсных социальных групп (с хорошим материальным положением). Заинтересованность российских граждан в кооперации проявляется как с позиции потребителя продукции кооперативных магазинов, так и с позиции предпринимателя, готового использовать новые формы хозяйственной деятельности для снижения своих издержек. Практическая значимость результатов исследования обусловлена возможностью их использования для совершенствования мер поддержки кооперативных форм хозяйствования, разработки механизмов, обеспечивающих смягчение бюрократических ограничений, нивелирование негативных стереотипов.

Ключевые слова: потребительская кооперация, кооперативы, доверие, предпринимательская активность, экономический кризис, санкции, стереотипы, рыночная экономика

Для цитирования: Фролова Е.В. Отношение россиян к потребительской кооперации в условиях кризиса // Российский экономический журнал. 2025. № 2. С. 95–110. https://doi.org/10.52210/0130-9757_2025_2_95.

Abstract. In conditions of an economic crisis, cooperation can be considered as a promising area of business activity that allows one to combine the financial and organizational resources of participants and reduce costs. The purpose of the study is to analyze the attitude of Russians towards consumer cooperatives, identifying positive attitudes and negative stereotypes about cooperation among the population. The key research method is a nationwide survey (N = 4422 people). The results of the study illustrate the ambivalence of perceptions and assessments of cooperation, the contradiction between the positive attitude of the Russian population towards cooperatives and the presence of persistent stereotypes about their activities. The positive attitude is due, on the one hand, to interest in cooperative products, optimistic expectations of higher quality of goods and price regulation; on the other hand, Russians pin their hopes on opening a successful business on cooperative practices, where pooling the resources of several participants reduces the financial risks of entrepreneurial activity. The formation of negative stereotypes about the activities of cooperatives is due to the deformation of their models in the Soviet experience, a distorted idea of their essence, a high assessment of the risks of joint activities, a low level of trust in society, and bureaucratic restrictions. Empirical results indicate the potential for the development of cooperative forms of management in the Russian Federation. The basis for this conclusion is, on the one hand, the positive perception by the population of the new role of cooperation in conditions of the economic crisis, and, on the other hand, the dominance of positive motivation to organize or join a cooperative among young people and resource-­based social groups (with a good financial situation). The interest of Russian citizens in cooperation is manifested both from the position of a consumer of the products of cooperative stores, and from the position of an entrepreneur who is ready to use new forms of economic activity to reduce his costs. The practical significance of the research results is due to the possibility of using them to improve measures to support cooperative forms of business, develop mechanisms to mitigate bureaucratic restrictions, and level out negative stereotypes.

Keywords: consumer cooperation, cooperatives, trust, entrepreneurial activity, economic crisis, sanctions, stereotypes, market economy

For citation: Frolova E.V. The attitude of Russians to consumer cooperation in a crisis. Russian Economic Journal. 2025;(2):95–110. (In Russ.). https://doi.org/10.52210/0130-9757_2025_2_95.

Информация об авторе

Фролова Е.В. — доктор социологических наук, профессор, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия.

Information about the author

Frolova E.V. — doctor of sociological sciences, professor, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.

Статья поступила в редакцию 27.07.2024; одобрена после рецензирования 27.11.2024; принята к публикации 31.03.2025.

The article was submitted 27.07.2024; approved after reviewing 27.11.2024; accepted for publication 31.03.2025.