Проблемы эффективности преференциальных режимов для поддержки бизнеса — основные институциональные риски
Problems of the efficiency of preferential regimes for business support — the main institutional risks
Российский экономический журнал. 2025. № 4. С. 46–62.
Russian Economic Journal. 2025;(4):46–62.
Научная статья
УДК 330.341; 332.122
https://doi.org/10.52210/0130-9757_2025_4_46
Макаров Андрей Владимирович,
Институт прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ИПЭИ РАНХиГС), Москва, Россия
ORCID: 0000-0003-2268-0011
Голубенко Ольга Игоревна,
Институт прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ИПЭИ РАНХиГС), Москва, Россия
ORCID: 0000-0002-4844-4263
Makarov Andrey V.,
IPEI, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia
ORCID: 0000-0003-2268-0011
Golubenko Olga I.,
IPEI, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia
ORCID: 0000-0002-4844-4263
Аннотация. Институт преференциальных режимов (территорий с особыми условиями ведения бизнеса, с особым деловым климатом для предпринимателей) в последние десятилетия получает все большее развитие, как в международном опыте, так и в России. На данный институт возлагают большие надежды с точки зрения привлечения инвестиций, регионального развития и стимулирования инноваций. В России было создано много различных особых территорий с различными льготами и правилами работы инвесторов. Вместе с тем в статье показано, что недостаточно создать преференциальный режим, важно гарантировать его институциональную инклюзивность. Рассмотрено два ключевых направления. Во-первых, проблема инклюзивности префрежима с точки зрения работы компаний. Возникает сложная дискуссия о том, почему особые условия ведения бизнеса, льготы не могут быть распространены на всю территорию страны, возникает проблема не создания новых инвестиций, но перераспределения инвестиций в более льготные регионы. Показаны также сложности при отделении преференциального режима от офшорной практики, а также в связи с обеспечением допуска МСП к предлагаемым льготам. Второй важнейший аспект инклюзивности связан с обеспечением защиты прав местных жителей, для префрежимов возникают проблемы противоречий между деловым климатом и общественным благосостоянием. Показано, что это затрагивает проблемы трудовых прав работников, увеличивает экологические риски. К сожалению, практика преференциальных режимов иногда приводит к существенному ограничению прав местного самоуправления, а также к деградации градостроительного законодательства и прав граждан на определение перспектив городского развития. В статье проведен сравнительный анализ основных преференциальных режимов в России в этом контексте, а также представлены рекомендации по решению проблем инклюзивности такого механизма развития, в том числе с учетом международного опыта.
Ключевые слова: преференциальный режим, особая экономическая зона, территория опережающего развития, Сколково, Сириус, местное самоуправление, градостроительное законодательство.
Благодарности: Данная статья подготовлена в рамках государственного задания РАНХиГС.
Для цитирования: Макаров А.В., Голубенко О.И. Проблемы эффективности преференциальных режимов для поддержки бизнеса — основные институциональные риски // Российский экономический журнал. 2025. № 4. С. 46–62. https://doi.org/10.52210/0130-9757_2025_4_46.
Abstract. The institution of preferential regimes (territories with special conditions for investors, with a special business climate for entrepreneurs) has been increasingly developed in recent decades, both in international experience and in Russia. Traditionally this mechanism is used for attracting investment, regional development and stimulating innovations. Different special territories with various benefits and rules for investors have been created in Russia. At the same time, the article shows that it is not enough to create a preferential regime; it is important to guarantee its inclusiveness. Two problematic aspects are considered. First, the problem of inclusiveness of the preferential regime from the point of view of residents. Complex discussions arise: why special conditions for business and benefits cannot be extended to the entire territory of the country; the problem of redistribution of investments to chosen regions. Difficulties in separating the preferential regime from offshore practice, as well as ensuring access of SMEs to the proposed benefits were also shown. The second important aspect of inclusiveness is related to ensuring protection of the rights of local residents. For preferential regimes, classic problems of contradictions between business climate and social welfare arise: the problems of workers` labor rights are discussed, environmental risks increase. Unfortunately, the practice of preferential regimes sometimes leads to a significant restriction of local democracy, to the degradation of urban planning legislation and the rights of citizens to determine the prospects of urban development. The article provides a comparative analysis of the main preferential regimes in Russia and provides recommendations for solving the problems of inclusiveness of this development mechanism, considering international experience.
Keywords: preferential regime, special economic zone, priority development area, Skolkovo, Sirius, local democracy, urban planning legislation.
Acknowledgements: The article was written on the basis of the RANEPA state assignment research programme.
For citation: Makarov A.V., Golubenko O.I. Problems of the efficiency of preferential regimes for business support — the main institutional risks. Russian Economic Journal. 2025;(4):46–62. (In Russ.). https://doi.org/10.52210/0130-9757_2025_4_46.
Макаров А.В. — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра пространственного анализа и региональной диагностики, Институт прикладных экономических исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ИПЭИ РАНХиГС), Москва, Россия.
Голубенко О.И. — младший научный сотрудник Центра пространственного анализа и региональной диагностики, Институт прикладных экономических исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ИПЭИ РАНХиГС), Москва, Россия.
Makarov A.V. — Cand. Sci. (Econ.), senior researcher of Centre of Spatial Analysis and Regional Diagnostics of the IPEI, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia.
Golubenko O.I. — researcher of Centre of Spatial Analysis and Regional Diagnostics of the IPEI, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia.