Творческий потенциал человека: культура, образование, практики
A person`s creative potential: culture, education, practices
Российский экономический журнал. 2025. № 4. С. 103–113.
Russian Economic Journal. 2025;(4):103–113.
Научная статья
УДК 330
https://doi.org/10.52210/0130-9757_2025_4_103
Булавка-Бузгалина Людмила Алексеевна,
МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия
Bulavka-Buzgalina Lyudmila A.,
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
Аннотация. Актуальность проблемы субъекта творчества сегодня диктуется возрастанием объективного запроса на такую парадигму развития ведущих сфер общественной жизнедеятельности, которая, с одной стороны, определяла бы более высокую степень их эффективности, с другой — обусловливала более точный и строгий характер соотнесения их с задачами обеспечения социально-экономического и технологического суверенитета страны. А без человеческого фактора эти вопросы решить невозможно. В связи с этим вопрос человеческого потенциала заявляет себя уже в более развернутой форме — как проблема развития субъекта творчества. Это развитие требует, с одной стороны, необходимой материально-технической основы, с другой — включения индивида в сферы образования и культуры, причем, что очень важно — в качестве субъекта. Но это включение предполагает одновременно еще один вид деятельности — разоотчуждение, связанное уже со снятием превратных форм не только образования, культуры, но и самих способов включения в них. Необходимость диалектической взаимосвязи всех этих сторон есть важнейшая основа развития творческого потенциала человека и соответственно его субъектности; более того, она является основополагающей практически для всех сфер его общественной жизнедеятельности. Всеобщность этой основы в этом случае обретает характер культурно-гуманистической связующей всех сторон жизнедеятельности как человека, так и общества в целом. А это есть важнейшая предпосылка становления сферы образования и науки как пространства культуры, пространства субъектно-творческого бытия индивида.
Ключевые слова: культура, творчество, отчуждение, образование, человек, рынок, капитал, симулякр.
Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 23-18-00508.
Для цитирования: Булавка-Бузгалина Л.А. Творческий потенциал человека: культура, образование, практики // Российский экономический журнал. 2025. № 4. С. 103–113. https://doi.org/10.52210/0130-9757_2025_4_103.
Abstract. The relevance of the subject of creativity problem today is dictated by the increasing objective demand for such a paradigm of development of the leading spheres of social life, which, on the one hand, would determine a higher degree of their efficiency, on the other hand, would determine a more precise and rigorous character of their correlation with the tasks of ensuring the country`s socio-economic and technological sovereignty. And without the human factor, these issues cannot be solved. In this regard, the issue of human potential is already in a more detailed form – as a problem of the development of the subject of creativity. This development requires, on the one hand, the necessary material and technical basis, and, on the other hand, the inclusion of the individual in the spheres of education and culture, and, most importantly, as a subject. However, this inclusion also involves another type of activity: de-alienation, which involves the removal of the distorted forms of not only education and culture, but also the methods of inclusion in them.
Keywords: culture, creativity, alienation, education, human, market, capital, simulacrum.
Acknowledgement: The research was conducted with the financial support of the Russian Science Foundation as part of scientific project No. 23-18-00508.
For citation: Bulavka-Buzgalina L.A. A person`s creative potential: culture, education, practices. Russian Economic Journal. 2025;(4):103–113. (In Russ.). https://doi.org/10.52210/0130-9757_2025_4_103.
Булавка-Бузгалина Л.А. — доктор философских наук, директор Научно-образовательного центра современных марксистских исследований философского факультета, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия.
Bulavka-Buzgalina L.A. – PhD, Director of the Scientific and Educational Center for Modern Marxist Studies. Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia.