Кредитная рестрикция или экономический рост?

Соколова Е.Ю., Танасова А.С.

Соколова Е.Ю.,

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра денежно-кредитной политики и финансовых рынков Финансового университета при Правительстве РФ (Москва),

Танасова А.С.,

кандидат экономических наук, заместитель руководителя Центра денежно-кредитной политики и финансовых рынков Финансового университета при Правительстве РФ (Москва)

Аннотация. В конце 2018 — начале 2019 гг. Россия столкнулась с некоторыми негативными последствиями мер, которые начали вводиться в 2018 г., — повышение пенсионного возраста, ужесточение антироссийских санкций, повышение ставки НДС, вызвавшими повышенные инфляционные ожидания у населения. В качестве ответной меры Банком России была увеличена ключевая ставка. Все это способствует сжатию внутреннего спроса, не создавая предпосылок для роста экономики. В статье рассмотрена проблема применения такого метода денежно-кредитной политики как кредитная рестрикция и проанализирован вопрос о том, насколько она соответствует задачам стимулирования экономического роста, необходимость которого сформулирована в указах Президента РФ.

Ключевые слова: денежно-кредитная политика, кредитная рестрикция, ключевая ставка, кредит, ипотека, процентная ставка, инфляция, инфляционные ожидания, индекс потребительских цен, экономический рост, ВВП.

Credit Restriction or Economic Growth?

Sokolova E.Y.,

PhD, Economics, Leading Researcher, Center for Monetary Policy and Financial Markets, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow,

Tanasova A.S.,

PhD, Economics, Deputy Head, Center for Monetary Policy and Financial Markets, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

Abstract. At the end of 2018 — the very beginning of 2019 Russia faced negative consequences of the economic measures that took place in 2018, such as the retirement age rising, tightening sanctions against Russia, VAT rising which caused increased inflation expectations of people. The Bank of Russia increased the key rate in response. All these measures lead to decrease of domestic demand, and not stimulate economic growth. The article examines the possibility of using the monetary policy method of credit restriction to fulfil the presidential act to stimulate economic growth.

Keywords: monetary policy, credit restriction, key rate, credit, mortgage, interest rate, inflation, inflation expectations, consumer price index, economic growth, gross national product.

DOI: 10.33983/0130-9757-2019-4-45-54

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 29.11.2018 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/55851.html/ (дата обращения: 14.01.2019).
  2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
  3. Указание Банка России от 31.08.2018 г. № 4892-У «О видах активов, характеристиках видов активов, к которым устанавливаются надбавки к коэффициентам риска, и методике применения к указанным видам активов надбавок в целях расчета кредитными организациями нормативов достаточности капитала».
  4. Информация Банка России от 21.12.2018 «О величине национальной антициклической надбавки Российской Федерации и надбавках к коэффициентам риска для целей расчета кредитными организациями нормативов достаточности капитала».
  5. Банк России. Доклад о денежно-кредитной политике. — 2018. — № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/14169/2018_04_ddcp.pdf (дата обращения: 25.01.2019).
  6. Банк России. «Концепция расчета показателя долговой нагрузки» (разработана Банком России) (вместе с «Порядком расчета величины среднемесячного платежа по кредитам и займам») [Электронный ресурс], — https://www.cbr.ru/Content/Document/File/50190/171020_00.pdf (дата обращения 23.01.2019).
  7. Банк России. «Инфляционные ожидания и потребительские настроения населения». — 2018. — № 12 [Электронный ресурс], — https://www.cbr.ru/collection/collection/file/14201/infl_exp_18-12.pdf (дата обращения: 13.01.2019).
  8. Глазьев С.Ю. О неприемлемости проекта «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов» Банка России (особое мнение члена Национального финансового совета) // Российский экономический журнал. — 2018. — № 6. — С. 3–26.
  9. Делягин М.Г. Деструктивный либералистский дискурс бюджетной трехлетки 2018–2020 // Российский экономический журнал. — 2018. — № 2. — С. 4–15.
  10. Всемирный банк. Доклад об экономике России. Экономика России: как сохранить стабильность, удвоить темпы роста и наполовину сократить бедность? Декабрь 2018. (дата обращения: 17.01.2019).
  11. Ершов М.В. Десять лет после глобального кризиса: риски и перспективы // Вопросы экономики. — 2019. — № 1. — С. 37–53.
  12. Ершов М.В. О механизмах роста российской экономики в условиях новых глобальных рисков // Вопросы экономики. — 2016. — № 12. — С. 5–25.
  13. Ершов М.В. Уменьшение налога на добавленную стоимость: некоторые комментарии // Труды Вольного экономического общества России. — 2018. — № 1. — С. 75–78.
  14. Мелентьев А.Ю. Преамбула к статье М.Г. Делягина «Деструктивный либералистский дискурс бюджетной трехлетки 2018–2020» // Российский экономический журнал. — 2018. — № 2. — С. 3–4.
  15. World Bank. Global Economic Prospects. January 2019. https://www.vsemirnyjbank.org/ru/publication/global-economic-prospects (дата обращения: 17.01.2019).