Разработка индекса развития региональной высшей школы (на примере регионов Российской Федерации)

Сафиуллин М.Р., Гатауллина А.А., Ильдарханова А.К., Динмухаметова А.А.

Российский экономический журнал. 2023. № 5. С. 97–111.

Russian Economic Journal. 2023;(5):97–111.

 

Научная статья УДК 332.145, 378.14

https://doi.org/10.52210/0130-9757_2023_5_97

 

РАЗРАБОТКА ИНДЕКСА РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

Сафиуллин Марат Рашитович,

 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия lyuciya.abdullina@tatar.ru http://orcid.org/0000-0003-3708-8184

 

Гатауллина Алия Аюповна,

 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия AliAShugaepova@kpfu.ru http://orcid.org/0000-0001-5361-7360

 

Ильдарханова Альмира Камилевна,

 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия almira.kfu@mail.ru http://orcid.org/0000-0002-2676-9868

 

Динмухаметова Алия Айдаровна,

 Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия Aliya.Abdukaeva@tatar.ru https://orcid.org/0000-0003-1262-5588

Аннотация. Переход с индустриальной экономики к экономике знаний приводит к переоценке ценности и важности высшей школы в системе приоритетов развития страны. Уровень развития научно-образовательного комплекса региона оказывает влияние на конкурентные преимущества региона в долгосрочной перспективе, поэтому актуальным становится вопрос своевременной оценки уровня развития высшей школы региона. Целью написания статьи является разработка методического подхода расчета индекса развития региональной высшей школы, а также применение предложенного индекса на примере регионов Российской Федерации. В работе были применены сравнительные и статистические методы исследования. На основе предложенного авторского подхода разработан индекс, оценивающий состояние высшей школы в регионах Российской Федерации и позволяющий выстроить рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития научно-исследовательской деятельности субъекта, что является основным элементом научной новизны данной работы. В рамках апробации предложенной методики авторами проведен анализ 85 субъектов Российской Федерации по 35 разносторонним показателям деятельности региональной высшей школы, разбитых на семь логически обоснованных направлений: образование, научный потенциал, социальные задачи, репутация, цифровая экономика, инфраструктура, кадры высшей школы. Для лидеров рейтинга проведен детальный анализ индикаторов по направлениям, выявлены конкурентные преимущества регионов-лидеров, предложены рекомендуемые для них зоны роста региональной высшей школы. Индекс развития региональной высшей школы может применяться как для выявления результатов деятельности региональных комплексов научных и исследовательских и опытно-конструкторских центров, так и для ранжирования отдельных высших учебных заверений внутри страны.

Ключевые слова: регион, конкурентоспособность, высшая школа, индекс, вуз, конкурентоспособность вуза, рейтинг, рейтинговые подходы, высшее образование, развитие региона, факторы конкурентоспособности вуза.

Для цитирования: Сафиуллин М.Р., Гатауллина А.А., Ильдарханова А.К., Динмухаметова А.А. Разработка индекса развития региональной высшей школы (на примере регионов Российской Федерации) // Российский экономический журнал. 2023. № 5. С. 97–111. https://doi.org/10.52210/01309757_2023_5_97.

 

Благодарность: Выражаем благодарность сотрудникам КФУ, участвующим в реализации научно-исследовательского проекта «Рейтинг влияния вузов на развитие региона», внесшим существенный вклад в подготовку данных материалов.

 

Original article

 

FORMULATION OF REGIONAL HIGHER SCHOOL DEVELOPMENT INDEX (USING REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A CASE OF STUDY)

 

Safiullin Marat Rashitovich,

Kazan (Volga Region) Federal University Kazan, Russia lyuciya.abdullina@tatar.ru

http://orcid.org/0000-0003-3708-8184 

 

Gataullina Aliya Ajupovna,

Kazan (Volga Region) Federal University Kazan, Russia AliAShugaepova@kpfu.ru 

http://orcid.org/0000-0001-5361-7360 

 

Ildarkhanova Almira Kamilevna,

Kazan (Volga Region) Federal University Kazan, Russia almira.kfu@mail.ru

http://orcid.org/0000-0002-2676-9868

 

 

Dinmukhametova Aliya Aydarovna,

 Center for Advanced Economic Research of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia Aliya.

Abdukaeva@tatar.ru https://orcid.org/0000-0003-1262-5588

Abstract. The transition from an industrial economy to a knowledge economy leads to reassessment of the value and importance of higher education in the system of priorities for the country’s development. The development level of scientific and educational complex of the region has an impact on the competitive advantages of the region in the long term, so the question of timely assessment of the development level of higher education in the region becomes relevant. The purpose of the article is to develop a methodical approach to calculate the index of regional higher school development, as well as to apply the proposed index using regions of the Russian Federation as a case of study. Comparative and statistical methods of research have been applied in the article. Based on the proposed author’s approach, an index has been developed. It evaluates the state of the higher school in the regions of the Russian Federation and allows to build a ranking of the territorial entities of the Russian Federation by the level of development of research activity of the entity, which is the main element of scientific novelty of this work. Within the framework of testing the proposed methodology, the authors have analyzed 85 territorial entities of the Russian Federation by 35 versatile indicators of regional higher school activities, divided into seven logically justified directions: education, scientific potential, social tasks, reputation, digital economy, infrastructure, higher school personnel. A detailed analysis of indicators for the leaders of the ranking was carried out, the competitive advantages of the leading regions were identified, and the recommended growth areas for regional higher education were proposed. The index of regional higher school development can be used to identify the results of regional complexes of scientific, research and development centers, as well as to rank individual higher educational institutions within the country.

Keywords: region, competitiveness, higher school, index, university, university competitiveness, ranking, ranking approaches, higher education, region development, factors of university competitiveness. For citation: Safiullin M.R., Gataullina A.A., Ildarkhanova A.K., Dinmukhametova A.A. Formulation of Regional Higher School Development Index (using Regions of the Russian Federation as a case of study).

Russian Economic Journal. 2023;(5):97–111. (In Russ.). https://doi.org/10.52210/0130-9757_2023_5_97.

Acknowledgements: We express our gratitude to the KFU employees, who participated in the research project «Ranking of universities developing the region», made a significant contribution to the preparation of these materials.

 

Список литературы

1.  Сафиуллин М.Р. Научно-образовательные рейтинги в оценке и управлении конкурентоспособностью вузов: территориальный аспект: учебное пособие / М.Р. Сафиуллин, А.А. Шугаепова, Д.В. Рыжакова.— Казань: Изд-во «Заман».— 2022.— 230с.

2.  Biryuk D.V. Higher education institutions in the digital economy era: digital transformation of higher education / D.V. Biryuk / Gaudeamus Igitur.— 2020.— № 1.— С. 53–55.

3.  Рожкова К.В. Влияние некогнитивных характеристик на выбор траекторий в высшем образовании: взгляд экономистов / К.В. Рожкова, С.Ю. Рощин // Вопросы образования.— 2021.—

№ 3.— С. 138–167.

4.  Евстафьева Ю.В. К становлению научно-технологических консорциумов в российской экономике / Ю.В. Евстафьева // Российский экономический журнал.— 2019.— № 6.

5.  Синица А.Л. Проблемы развития и модернизации системы образования в регионах Крайнего Севера / А.Л. Синица // Российский экономический журнал.— 2021.— № 5.— С. 76–92.

6.  Молокова Е.Л. К сравнительной характеристике национальных моделей организации высшего образования / Е.Л. Молокова, В.Л. Устюжанин // Российский экономический журнал.— 2021. №1.

7.  Safiullin M.R. The ways and models of higher education development / Safiullin Marat R., Shugaepova Aliya A., Shakirzyanova Dilyara I. // REVISTA PRAXIS EDUCACIONAL. — 2019. — Vol. 15, Is.36.— P. 661–672.

8.  Фомина Н.И. Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта обеспечения гарантий качества образовательных услуг вуза / Н.И. Фомина, А.С. Бажин // Сборник: Молодежь. Наука. Инновации. Материалы 64-й международной молодежной научно-технической конференции.— 2016.— С. 199–203.

9.  Сафиуллин М.Р. Рейтинговые подходы оценки конкурентоспособности вуза как элемент научно-образовательного комплекса региона / М.Р. Сафиуллин, А.А. Шугаепова, А.Р. Иванова, Рыжакова Д.В., А.К. Ильдарханова // Аудит и финансовый анализ.— 2022.— № 3.

 

References

1.  Safiullin M.R. Scientificand Educational Rankings in Assessing and Managing the Competitiveness of Higher Education Institutions: Territorial Aspect: Textbook / M.R. Safiullin, A.A. Shugaepova,

D.V. Ryzhakova.— Kazan: Publishing house “Zaman”. — 2022.— 230р.

2.  Biryuk D.V. Higher education institutions in the digital economy era: digital transformation of higher education / Biryuk D.V. // Gaudeamus Igitur.— 2020.— No 1.— pp. 53–55.

3.  Rozhkova K.V. The Impact of Non-Cognitive Characteristics on the Higher Education ChoiceMaking: An Economist Perspective / Rozhkova K.V., Roshchin S.Y. // Educational Studies. — 2021.— No 3.— pp. 138–167.

4.  Evstafieva Yu.V. Towards the Formation of Scientific and Technological Consortiums in the Russian Economy / Evstafieva Yu.V. // Russian Economic Journal.— 2019.— No 6.

5.  Sinitsa A.L. Problems of Development and Modernization of the Education System in the Far North Regions / Sinitsa A.L. // Russian Economic Journal.— 2021.— No 5.— pp. 76–92.

6.  Molokova E.L. To a Comparative Characteristics of National Models of Higher Education Organization / Molokova E.L., Ustyuzhanin V.L. // Russian Economic Journal — 2021 — No 1.

7.  Safiullin M.R. The ways and models of higher education development / Safiullin Marat R., Shugaepova Aliya A., Shakirzyanova Dilyara I. // REVISTA PRAXIS EDUCACIONAL. — 2019. — Vol.15, Is.36.— pp. 661–672.

8.  Fomina N.I. Comparative analysis of Russian and foreign experience in quality assurance of educational services of higher education institution / Fomina N.I., Bazhin A.S. // Сollection: Youth. Science. Innovations. Materials of the 64th international youth scientific and technical conference.— 2016.— pp.199–203.

9.  Safiullin M.R. Rating Approaches to Assessing the Competitiveness of the University as an Element of the Scientific and Educational Complex of the Region / Safiullin M.R., Shugaepova A.A., Ivanova

A.R., Ryzhakova D.V., Ildarkhanova A.K. // Audit and Financial Analysis. — 2022. — No 3.

 

Информация об авторах:

 

Сафиуллин М.Р. — доктор экономических наук, профессор, проректор по вопросам экономического и стратегического развития, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия.

 

Гатауллина А.А. — кандидат экономических наук, заведующий сектором по взаимодействию с рейтинговыми агентствами Центра перспективного развития, доцент кафедры

 

 

проектного менеджмента и оценки бизнеса Института управления, экономики и финансов, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия.

 

Ильдарханова А.К. — кандидат экономических наук, доцент кафедры проектного менеджмента и оценки бизнеса Института управления, экономики и финансов, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия.

 

Динмухаметова А.А. — ведущий научный сотрудник, Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, специалист 2 категории сектора исследования территориального вузовского лидерства, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия.

 

Information about the authors:

 

Safiullin M.R. — Doctor in Economics, Professor, Vice-Rector for Economic and Strategic Development, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia.

 

Gataullina A.A. — Candidate in Economics, Head of Sector for Liaison with Rating Agencies, Center for Perspective Development, Associate Professor, Department of Project Management and Business Assessment, Institute of Management, Economics and Finance, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia.

 

Ildarkhanova A.K. — Candidate in Economics, Associate Professor, Department of Project Management and Business Valuation, Institute of Management, Economics and Finance, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia.

 

Dinmukhametova A.A. — Leading Researcher, Center for Advanced Economic  Research of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, 2d category specialist of the research sector for territorial university leadership, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia.

 

Статья поступила в редакцию 14.03.2023; одобрена после рецензирования 18.09.2023; принята к публикации 02.10.2023.

 

The article was submitted 14.03.2023; approved after reviewing 18.09.2023; accepted  for publication 02.10.2023.